Процесс создания и развития многофункциональных культурно-досуговых центров на базе действующих библиотек СВАО г.Москвы.-диплом.

СодержаниеВведение 3
Глава 1.Теоретический аспект создания культурно-досуговых центров 1.1 Культурно-досуговые центры: сущность и роль 6
1.2 Сущность и функции досуга населения 23
Глава 2. Анализ библиотечного обслуживания населения в СВАО г.Москвы 31
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности библиотек СВАО г.Москвы 31
2.2 Культурно-досуговые центры СВАО г.Москвы 55
2.3 Многофункциональные культурно-досуговые центры на базе библиотек: совместимость и возможности 61
3.Создание и развитие многофункциональных культурно-досуговых центров на базе библиотек 3.1 Мероприятия по созданию и развитию многофункциональных центров на базе библиотек СВАО г. Москвы 70
3.2 Расчёт экономической и социальной эффективности мероприятий по созданию и развитию многофункциональных центров на базе библиотек СВАО г.Москвы 75
Заключение 79
Список использованной литературы 84

ВведениеВ Российской Федерации библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны и реализации конституционных прав граждан на информацию и доступ к культурным ценностям.
Идеология идущих в стране преобразований подразумевает переход к экономике знаний, построению информационного общества. В этой ситуации роль библиотек как информационных центров и центров культурной жизни становится все более актуальной.
Кроме того, для органов государственного и муниципального управления, курирующих социальную сферу и, в частности, культуру, необходимо учитывать запросы и предпочтения населения, выявленные в ходе маркетинговых исследований в культурной сфере, в целях определения культурной политики как отдельных городов, регионов, так и всего государства.
Первостепенное значение должно придаваться выявлению ярко выраженных тенденций в развитии культурных потребностей и запросов различных слоев населения, а также деятельности всех видов организаций, функционирующих в сфере духовной жизни общества. Исследования такого свойства должны быть максимально нацелены на анализ общей специфики поведения потребителей: особенностей социального, демографического, национального состава населения, его мобильности, традиций, обычаев, духовно-нравственных элементов и т.д. Вопросам развития российской сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т.д.
Переход к рыночным отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью задуматься о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе.
Наличие такой информации - одно из основополагающих условий успешного разрешения экономических трудностей, возникших в сложившейся современной рыночной ситуации, связанных как с перспективным, так и с текущим планированием эффективной деятельности организаций культуры.
Целью данной работы является процесс создания и развития многофункциональных культурно-досуговых центров на базе действующих библиотек СВАО г.Москвы.
Для достижения данной цели необходимо решить раз задач:
- охарактеризовать культурно-досуговые центры, их сущность и роль,
- изучить сущность и функции досуга населения,
- рассмотреть социально-экономическую составляющую деятельности библиотек СВАО г.Москвы,
- проанализировать культурно-досуговые центры СВАО г. Москвы,
- Изучить возможность создания многофункциональных культурно-досуговых центров на базе библиотеки,
- разработать мероприятия по созданию и развитию многофункциональных центров на базе библиотек СВАО г. Москвы,
- рассчитать экономический и социальный эффект мероприятий по созданию и развитию многофункциональных центров на базе библиотек СВАО г.Москвы.
Объектом исследования данной работы являются библиотеки СВАО г.Москвы.
Предмет исследования - отношения, связанные с созданием многофункциональным центром на базе библиотек СВАО г.Москвы.
Методологической базой исследования послужили труду отечественных и зарубежных авторов, а также законодательство России в области организации культурно-досуговой деятельности населения.
Практическая значимость работы заключается в практическом использовании разработанных в дипломной работе мероприятий.

Список литературы1. Аристова А. Создание сети кабинетов деловой информации в библиотеках сельских районов // Библиотека. -2006. - №3, 56с.
2. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социальное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и культурная политика. М., 2006. - С.45.
3. Беспалова Э.К. Функции библиотечной и библиографической систем. Москва. АСТ. 2004. - 278 с.
4. Библиотека в системе краеведения: Материалы междунар. конф. -Белгород, 2007. - 214 с.
5. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. Вып. 2. - СПб., 2006. - 241 с.
6. Библиотекарь и читатель: современные основы взаимоотношений. - Новосибирск, 2007. - 374 с.
7. Библиотерапия: задачи, подходы, методы / Сост. 0. Л. Кабачек. - М., 2006. - 278 с.
8. Валеева Н. Г. Пятирублевые библиотеки Вятской губернии // Новая библиотека. 2005. № 9. - 21 с.
9. Васильева Е. Н. Социальная психология на службе библиотек. - Тюмень, 2007. - 241 с.
10. Жадъко Н.В. Статус и функции библиотек. Москва. Высшая школа. 2004. - 214 с.
11. Горбунов Ю. Музей в объятиях читальни// Библиотека. - 2005. - № 12. - 31 с.
12. Гурьянский А. Сельский житель должен иметь доступ к информации //Библиотека. - 2007. - № 9. - 24 с.
11. Движение павленковских библиотек: Сб. материалов, - Пермь, 2006. - 374 с.
12. Дедюля С. Что имеем - сохраним // Библиотека. - 2006. - №4. - 21 с.
13. Единое информационно-культурное пространство библиотек России: Материалы конф. Российской библио
течной ассоциации. - СПб, 2006. - 274 с.
14. Зырянова Т.А. Библиотека как носитель духовной культуры: исторические традиции (на примере библиотек Верхогурского уезда) // Единое информационно-культурное пространство библиотек России: Материалы конференции Российской библиотечной ассоциации. СПб., 2002. С. 102-110.
15. Информационно-библиотечная сфера: Международные акты и рекомендации. - М.: Либерея, 2007. - 241 с.
15. Культурная политика в Европе: Выбор стратегии и ориентиры. - М.: Либерея, 2007. - 274 с.
16. Мальков А. Что мы передадим потомкам? Культура села и библиотека // Библиотека. - 2008. - № 12. - 241 с.
17. Мейжис И. А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания. - Николаев, 2004. - 312 с.
18. Мультикультурное библиотечное дело. - М.: Пашков дом, 2007. - 374 с.
21 . Материалы Первого съезда сельских библиотекарей. - Брянск, 2007. - 214 с.
22. Новое тысячелетие: библиотека,чтение, юношество. - Краснодар, 2004. - 201 с.
23. Павлович А.А. Культурная политика современной России // Культура: управление, экономика, право, 2007. - N 2. - С.14.
28. Поздняков В. Г. Автоматизация информационного обслуживания в Национальной сельскохозяйственной библиотеке США. - М., 2002. - 341 с.
30 . Проблемы создания общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек: Сб. нормативных документов. -М., 2007. - 310 с.
31. Публичная библиотека - центр информации для населения, образования и бизнеса: Материалы российско-германского семинара. - М., 2004. - 341 с.
32. Роль библиотек в становлении местного самоуправления: Материалы научно-практической конференции. - Южно-Сахалинск, 2007. - 107 с.
33. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. - СПб.: РНБ, 2008. - 341 с.
34. Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек Москвы: Материалы"круглого стола". - М., 2006. - 108 с.
35. Слепцов Н.С., Богатырева Т.Г., Пономаренко Е.В. Реформирование социальной сферы в условиях рыночной экономики. М.: РАГС, 2008. - С.54.
36. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд. Москва. Фаир-пресс. 2007. - С.204
37. Сергеева Ю.С. Библиотечное дело. Москва. Приор-издат. 2006. - С. 176
38. Суслова И.М. Деятельность библиотек. Москва. Фаир-пресс. 2005. - 176 с.
39. Ястребцова Е. И. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения. - М., 2008. - 274 с.