. КУЛЬТУРА КАК МЕРА РАЗВИТИЯ И МИР ЧЕЛОВЕКА, КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 13

Содержание1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ,
ИХ СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ 3
2. СТРУКТУРА И ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ 9
3. КУЛЬТУРА КАК МЕРА РАЗВИТИЯ И МИР ЧЕЛОВЕКА, КАК
СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 13
4. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
МЕРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 15
5. СОВЕРШЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЕЕ СУДЬБА,
ОСОБЕННОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВведениеВсю свою многотысячелетнюю историю человечество практически только тем и занималось, что создавало рукотворную природу, утверждая себя в качестве силы, стоящей над природой. Оно достигло того, чего хотело, создав антропогенную среду, не менее значительную, чем природная, обеспечив себе благодаря ей безопасные и удобные условия жизни. Однако рукотворный мир не стал менее враждебен человеку, чем дикая природа. Построенный на потребительских принципах, он привел к возникновению оппозиции "человек - мир", что на практике выразилось в утрате человеком своей экологической ниши в системе природы. С самого начала человеческой истории у человека не было и нет своей биологической ниши, поэтому он вынужден был сам ее создавать и продолжает делать это до сих пор.
Возникновение культуры означало противопоставление человека и мира, и в этом противостоянии человек создал свой способ выживания - цивилизацию.
В самом общем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных, ограничения влияния природных инстинктов. Радикальный скачок от животного к человеку изменил принципиально весь мир для человека. Привычные физические предметы и явления в новом качестве обрели совершенно новый смысл и значение. Так, например, огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, совершенно разные сущности, палка, которая валяется на земле, и палка, которой можно выкапывать коренья, также различные сущности. К этому миру новых сущностей человек приспособился с помощью цивилизации, т.е. "подогнав", переделав мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечила человеку физическое выживание в мире.
Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, - а также субъективной самоидентификацией людей. Есть различные уровни самоидентификации: так житель Рима может характеризовать себя как римлянина, итальянца, католика, христианина, европейца, человека западного мира. Цивилизация - это самый широкий уровень общности, с которой он себя соотносит. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняются состав и границы той или иной цивилизации.
Цивилизация состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к человеку, и внутреннего, интеллектуальною, определяющего его личную природу. Взаимодействие этих двух начал - социального и интеллектуального - есть основа развития цивилизации.
В XIX в. благодаря работам американского антрополога Льюиса Моргана (1818-1881) термин "цивилизация" стал применяться для обозначения одной из стадий исторического развития человечества.
Цивилизацией была названа противоположная варварству стадия всемирно-исторического процесса, который представлялся последовательной сменой состояний дикости, варварства и цивилизации. Состояния дикости и варварства предполагали незначительный контроль человека над своим и чужим поведением, низкий уровень развития материального производства.
Цивилизация, напротив, означала полный социальный контроль и самоконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства. Символом этого состояния и стал город, крепость, освободивший человека от власти природы и установивший новый порядок его жизни. Этот шаг был сделан только после появления государства, которое является главным признаком цивилизованности общества. На уровне цивилизаций выделяются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.
Что касается соотношения понятий "культура" и "цивилизация", то в научной литературе существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.
Первоначально эти понятия использовались как синонимы. Еще философы Просвещения настаивали на том, что только высокая культура рождает цивилизацию, а цивилизация соответственно служит показателем культурной развитости и состоятельности. Тот же подход мы видим в работах А. Гумбольдта и Э. Тайлора. А 3. Фрейд настаивал, что именно культура и цивилизация отличают человека от животных .
И в самом деле, культура и цивилизация схожи по множеству параметров. Как культура, так и цивилизация имеют социальную природу, возникают только в результате человеческой деятельности, образуют "вторую природу", искусственную среду обитания человека, противостоящую природному миру.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Избранные сочинения. Т. 2 - М., 1993.
2. Библер В. Цивилизация и культура. М.: Изд-во Проспект, 2003.
3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
4. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов вузов М.: ЭКСМО, 2004.
5. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования, 1991. №2. С. 106-114.
6. Ерасов B.C. Цивилизации. Универсалии и самобытность. М., Аспект-Пресс, 2002.
7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.
8. Кононенко Б. И. Культура и цивилизация. М., Наука, 1997.
9. Тернер Дж. Структура социологической теории. М, 1985. С. 180.
10. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1995.
11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., ЮристЪ, 2003.
12. Шпенглер О. Закат Европы / Пер., вступ. ст., коммент. В. Г. Драча при участии Т. В. Веселой, В. Е. Котляровой. Ростов н/Д: Феникс, 1998.