Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения1

СодержаниеВведение 3
Глава I. Межличностное восприятие и его механизмы 4
1.1. Понятие межличностного восприятия 4
1.2. Механизмы межличностного восприятия 4
1.3. Эмпатия как один из необходимых механизмов эффективного общения 4
Глава II. Изучение взаимосвязи между уровнем развития эмпатии и рефлексией 4
2.1.Методы исследования и обработки данных 4
2.2. Результаты и их обсуждение 4
Заключение 4
Глоссарий 4
Список использованных источников 4
Приложение 4


Введение
Общение - это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (Я тебе свое "Я", а ты мне - свое "Я").
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Анализ проблемы развития способности к общению всегда будет актуальной. Эта проблема является предметом большого числа психологических работ. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Андреева Г.М., Майерс Д., Агеев В.С., Атватер И. и др.) и значительное число экспериментальных исследований.
Один из важнейших аспектов данной темы - межличностное восприятие в процессе общения, которое понимается как восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований межличностного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности "достраивания" образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению восприятия. Однако, на наш взгляд, недостаточно исследований, посвященных раскрытию вопросов выявления роли эмпатии в процессе развития такого механизма межличностного восприятия как рефлексия.
В связи с вышеизложенным мы определили следующую проблему исследования: выявить взаимосвязь между эмпатией и рефлексией в процессе межличностного твосприятия студентов.
Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для формирования конструктивного общения.
Цель нашего исследования - выявить роль эмпатии в процессе развития рефлексии.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: уровень развития эмпатии обуславливает уровень рефлексии в межличностном восприятии.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:
1. Изучение научно - теоретической и психологической литературы по теме исследования;
2. Подбор методов исследования, позволяющих определить контрольную и экспериментальную группы;
3. Осуществление опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление роли эмпатии в процессе развития рефлексии.
4.Разработка рекомендаций, направленных на развитие успешного межличностного восприятия.
Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования студентов.
В качестве предмета исследования мы выбрали механизмы межличностного восприятия.
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Бодалев А.А., Соловьева О.В., Шихирев П. и др.).
Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, наблюдение, тестирование.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика исследование уровня эмпатийных тенденций
2. Методика определения индивидуальной меры рефлексивности
Базой исследования является школа №1 г. Москвы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи таких механизмов межличностного восприятия как рефлексивность и эмпатия.
Практическая значимость: разработаны рекомендации для педагогов и студентов, направленные на развитие эмпатии.
Работа состоит из введения теоретической и практической глав, вывода, заключения, глоссария, списка литературы и приложения.

Список литературыСписок использованных источников

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001.
2. Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания.// Мир психологии. № 3. 1999. с. 15-23.
3. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982
5. Жуков Ю.М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия // Вестник Московского университета. Психология. 1978, №1.
6. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
7. Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978.
8. Краткий словарь социального педагога.// Под ред. Штангина. - М., 2008
9. Майерс Д. Социальная психология. М., 2000
10. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики.// Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
11. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.
12. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
13. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межличностные отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
14. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.