Организация общения как метод предупреждения задержки речевого развития ребенка

СодержаниеВведение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования особенностей организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка 6
1.1Подходы к проблеме общения и коммуникативных способностей дошкольников в концепциях зарубежных и отечественных психологов 6
1.2Развитие форм общения в онтогенезе 9
1.3Специфика организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития детей 15
Глава II. Опытно-экспериментальное исследования особенностей организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка 19
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 19
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 20
2.3Рекомендации по организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка 26
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
ВведениеАктуальность исследования. Проблема развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение - важнейший фактор психического развития ребенка (Л. А. Венгер, М. И. Лисина, и др.). Потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В.С. Мухина и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми. Вне человеческого общения невозможно развитие личности ребенка.
В настоящее время отмечается все большее количество детей с проблемами задержки речевого развития, причиной которому становится педагогическая запущенность детей. несвоевременная работа по организации условий общения и развития коммуникативности у детей - родители чаще всего просто не умеют или не хотят общаться с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, а педагоги не знают всех особенностей организации процесса общения с детьми 2,5-4 лет. Дефицит общения ребенка, по мнению специалистов, ведет к различным нарушениям: в одних случаях к возникновению задержки психического развития, в других - к педагогической запущенности, а в более тяжелых случаях - даже к гибели детей на ранних этапах онтогенеза (в младенческом и раннем возрасте). Данная проблема особенно важна на современном этапе в связи с гуманизацией дошкольного образования. Так, авторы "Концепций дошкольного образования" отмечают, что общение ребенка является основой его психического развития (ощущений, восприятия, мышления, памяти и др.) и личностного развития: потребности, эмоционально - волевой сферы, интересов и способностей, самосознания, самооценки, уровня притязаний и др.
Под общением понимается информационное, эмоциональное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения. В процессе общения складываются определенные взаимоотношения. От характера отношений ребенка с окружающим во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. По мнению исследователей, именно общение, его содержание и коммуникативные способности являются одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей с взрослыми. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае же несоответствия (опережение или отставание) степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Знание особенностей организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка помогут нам найти правильный подход к решению проблемы развития общения, что и определило актуальность выбранной темы исследования.
Объект: процесс организации общения как метода предупреждения ЗРР.
Предмет исследования: процесс общения детей.
Цель: изучить особенности организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка.
Гипотеза: Мы предположили, что общение и коммуникативные способности дошкольника будут развиваться успешнее, если создать соответствующие для их развития психолого-педагогические условия по организации общения:
- активизация и стимулирование педагогом процесса общения детей младшего дошкольного возраста с помощью специальных взаимосвязанных форм организации воспитательно-образовательного процесса;
- анализ причин, вызывающих трудности в общении (дефицит общения с окружающими, дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности и развития речи);
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс интегрированных занятий как комплексных средств, направленных: на преодоление трудностей общения; применение игровых методов развития коммуникативных способностей (так как игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте);
-учет возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.
Задачи:
1) проанализировать научную литературу по теме исследования и представить подходы к проблеме общения и коммуникативных способностей дошкольников в концепциях зарубежных и отечественных психологов;
2) выявить особенности развития форм общения в онтогенезе;
3) отметить специфику организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития детей;
4) организовать и провести опытно-экспериментальное исследования особенностей организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка;
5) подобрать рекомендации по организации общения как метода предупреждения задержки речевого развития ребенка.
Методы исследования:
1)теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;
2)эмпирические: беседы, наблюдение, диагностические методики исследования форм общения дошкольников, эксперимент.
В работе использовались следующие психологические методики:
1.Методика "Выявление способности к общению" (Е.Н. Прошицкая);
2."Изучение коммуникативных умений", разработанная нами на основе методики, предложенной в пособии "Практикум по детской психологии" под ред. Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
3.Наблюдение за детьми в играх и совместной деятельности и первичная ознакомительная беседа с родителями и педагогом исследуемой группы.
База исследования: МДОУ № 123 г. Москвы.

Список литературы1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с - (Серия "Мастера психологии")
2. Венгер А, Л. Психологические особенности шестилетних детей. М.: 1985
3. "Внешняя среда и психическое развитие ребенка" под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. Москва. Медицина. 1999, 358 с.
4. Возрастная и педагогическая психологи: Учеб.пособие для студентов пед. институтов "Педагогика и методика нач. обучения"/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. - М.: Просвещение, 1984 - 256с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 536 с.
6. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников, 1974
7. Карандышев Ю.Н. Как дети понимают взрослых. Минск, 1981
8. Ковалева Л.Е. Микроклимат в семье. - М., 1999, 295 с
9. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд. - М.: Просвещение, 1985 г, 168 с.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М., 1972. С. 162-205.
11. Лисина М.И., Шерьязданова X. Специфика восприятия и общения у дошкольников. -Алма-Ата, 1989. - С. 71-72.
12. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общении. М., 1986
13. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей.- В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой.- М., 1978, с. 268-295.
14. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992г, 134 с.
15. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд.- М.: "Академия", 1999.
16. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство. 1996, -374 с.
17. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.
18. Петровский В.А. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, A.M. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 1993.
19. Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин - М., 2001, Т.2., С.144-152.
20. Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Сост. Г.А. Урунтаева. -2-е изд., перераб. и доп - М.: Академия, 2000. -408с.; 22см. -(Педагогическое образование).
21. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.
22. Смирнова Е.О.Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений.-М.:Издательский центр "Академия",2000.-160с.
23. Столяренко Л.Д.Психология и педагогика для технических вузов: учебник /Л.Д.Столяренко, В.Е.Столяренко.-2-е изд.-Ростов- на/Д: Феникс, 2004.-511с.
24. Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М.1988
25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995. - С. 193.
26. Шинина Т.В. Влияние психолого-педагогической культуры родителей на уровень психического развития и социализацию детей // Актуальные проблемы дошкольного образования: Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.- С. 171-174.
27. Шнeйдep Л.Б. Пcихoлoгия ceмeйныx oтнoшeний. M.,2000.
28. Щетинина А.М, Восприятие и понимание дошкольниками эмоциональных состояний человека // Вопросы психологии. 1984, №3
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.:: 1989.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 384 с.