Особенности развития общения у детей в раннем возрасте

СодержаниеВведение 3
1. Особенности психофизиологического развития ребенка в
раннем возрасте (от года до трех) 5
2. Характеристика развития общения у ребенка в возрасте от года
до трех лет 12
3. Основные этапы развития речи ребенка в процессе общения 20
Заключение 27
Литература 29

ВведениеОбщение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. В период от 1 до 3 лет у ребенка интенсивно развивается речь, формируется общение, как важнейшая функция получения информации из внешнего мира.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи. Все это и предопределяет социальную значимость данной работы.
Изучением проблемы особенностей развития общения у детей в раннем возрасте занимались многие зарубежные (Г. Крайг, Г. Фолькельт, Э. Эриксон и др.) и отечественные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, Е.Е. Кравцова, Л.Ф. Обухова и многие другие) ученые. Однако следует отметить, что работы этих и многих других авторов в целом не охватывают специфику развития общения у детей в раннем возрасте на современном этапе развития психологической науки. Этот факт и объясняет научную значимость нашего исследования.
Практическая значимость обусловлена тем, что рассмотрение основных особенностей развития общения у детей в раннем возрасте необходимо для эффективной работы специалистов, работающих с детьми данной возрастной группы.
Цель исследования: изучение особенностей развития общения у детей в раннем возрасте.
Объект исследования: развитие ребенка в период от 1 до 3 лет.
Предмет исследования: особенности развития общения у детей в ранний возрастной период.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности психофизиологического развития ребенка в раннем возрасте.
2. Дать характеристику процессу формирования общения у детей в возрасте от 1 до 3 лет.
3. Охарактеризовать основные этапы развития речи ребенка в процессе общения.


Список литературы1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М.,1991.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1998.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.,1984.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1982.
5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1992. - №1.
7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: В 2 т. - М., 1986.
8. Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде. - М., 1986.
9. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М.,1997.
10. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
11. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.
12. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983.
13. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.; Воронеж, 1997.
14. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. - М.,1986.
15. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 1999.
16. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Вы и младенец. - М.,1991. С.21-45.
17. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1992.
18. Мухина В. С. Возрастная психология. - М., 1997.
19. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М.,1995.
20. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.
21. Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. - М.,1990.
22. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М., 2001.
23. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
24. Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.,1984.
25. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. - М.,1976.
26. Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1993.
27. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1991.
28. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. - М., 2002.
29. Фолькельт Г. Экспериментальная психология дошкольника. - М., 1998.
30. Штерн В. Психология раннего детства. - СПб.,1998.
31. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М., 1989.
32. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб., 1996.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Особенности развития психики и личности в раннем возрасте*

    Цель работы - исследовать особенности развития психики и личности в раннем возрасте. В период раннего возраста у человека проявляется многое из того, что записано в его наследственном коде. Не заметно для себя ребенок в это время получает и усваивает от окружающего мира, от воспитателей те знания и навыки, которые позднее составляют фундамент его психики.

  • Контрольная работа
    Особенности психического развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте

    В контрольной работе рассматривается тема "Особенности психического развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте". В процессе исследования предполагается выявить особенности предметной деятельности, прямохождения и особенности речевого развития детей.

  • Реферат
    Особенности развития общения в подростковом возрасте

    Чем старше становится ребенок, тем больше его потребность в общении и в оценке окружающих становится связанной с жизнью общества, с его моральными и нравственными нормами. У старших детей имеют место социальные мотивы, которые связаны со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками, мотивами самолюбия и самоутверждения.

  • Реферат
    Значение сенсорного развития в раннем возрасте

    В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разно-образие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая та-кого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с кото-рыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

  • Дипломная работа
    Особенности развития речи детей-билингвов в дошкольном возрасте

    Введение. Современные условия жизни общества сопряжены со значительной миграцией населения или проживанием некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, в связи с чем, развитие речи детей протекает в условиях билингвизма.

  • Курсовая работа
    Проблемы общения в юношеском возрасте. Задачи развития юношеского возраста

    Юношеский возраст один из ответственных периодов формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь.

  • Дипломная работа
    Психическое развитие в раннем возрасте. Действие и интеллект

    Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Раз-витие человека связано как с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой лич-ности. Под влиянием биологических сил стадии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга.

  • Курсовая работа
    ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

    Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений.

  • Реферат
    Специфика ухода за ребенком с врожденной расщелиной неба в раннем возрасте

    Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными - занимают второе место. По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба (устарелое название дефекта - "волчья пасть, заячья губа") составляет один случай на 500-1000 новорожденных.

  • Курсовая работа
    . Особенности гендерного общения детей 5-6 лет0

    Введение Актуальность гендерных исследований детей, в наше время, определяется тем, что современный ребенок испытывает сильнейшую психологическую нагрузку. Это связанно с ускорением информационных процессов в обществе, и как следствие, с ранней социализацией.

  • Курсовая работа
    Проведение практического исследования развития речи у слабовидящих детей в процессе общения со сверстниками

    Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современной России масса детей с нарушением зрения. Недостаточно эффективное обучение и воспитание в дошкольный период является причиной, обуславливающей искусственную задержку в психическом развитии ребенка с дефектом зрения.

  • Реферат
    Игра - основное средство развития общения у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости

    Падение уровня жизни подавляющего большинства населения, обу-словленное социально-экономической нестабильностью, особенно болезнен-но отражается на судьбе социально незащищенных слоев общества. Резкие изменения ценностных ориентации в обществе, психическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно ска-зались на всем процессе социализации детей и подростков с интеллектуаль-ными нарушениями.

  • Реферат
    Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.

    В дошкольном возрасте ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.