Условия успешного общения. Формы официально-делового стиля общения

Содержание1. Условия успешного общения 2
2. Формы официально-делового стиля общения 11
Библиография 16

ВведениеНеобходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, в явном виде не выраженная языковыми формами, коммуникативная заинтересованность (по определению М. М. Бахтина) Заинтересованность в общении не может быть охарактеризована вполне в терминах лингвистики, так как она находится в сфере действия сил социальной гармонии и правил поведения (при симметричных или асимметричных социальных отношениях). Однако на уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вис зависимости от социального статуса и ролей. Так, на заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют: а) глуби па знакомства (близкие друзья, знакомые, незнакомые); б) степень социальной зависимости (например, главенство отца, подчиненное положение в коллективе); в) эмоциональный фон (благожелательность, нейтральность, неприязнь). В любом случае при заинтересованности имеет место согласие "внимать", "солидарность". И эти первая ступень к успешному завершению разговора.
Успешность речевого общения - это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.
Следующее важное условие успешного общения, правильного восприятия и понимания - настроенность на мир собеседника, близость мировосприятия говорящего и слушающего. Л. П. Якубинский определил это как близость апперцепционной базы говорящих. М. М. Бахтин называл это явление апперцептивным фоном восприятия речи [6, 291-293]. Прошлый жизненный опыт собеседников, сходные интересы и культурные каноны рождают быстрое взаимопонимание, которое выражается стремительной сменой реплик, такими паралингвистическими средствами, как мимика, жесты, тон, тембр голоса. В интимной речи при полном доверии и искренности предвосхищение ответной реакции слушающего очевидно и естественно; в других жанpax успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь (начиная с обращения, интонационного рисунка высказывания, порядка слов, выбора семантико-синтаксической структуры предложения, экспрессивных средств разных уровней, этикетных формул). Это способствует возникновению у собеседника благожелательного внимания, а также активизирует все составляющие культурного понимания речи, коммуникативные ожидания и ассоциации; открытость к любой позиции говорящего, готовность принять все доводы, предвосхищение смысла каждой фразы и дальнейшего хода разговора. При близости апперцепционной базы активный характер процесса понимания и со стороны говорящего, и со стороны слушающего не проявляется отчетливо, так как интерпретация интерпретации не требует усилий. Ср. высказывание М. К. Мамардашвили: "Даже из нашего опыта мы знаем, что другой человек понимает тебя, если уже понимает. Понимание случается тогда, когда помимо ряда словесно-знаковых .форм присутствует дополнительный эффект сосуществования какого-то "поля".
Список литературы1. Апресян Ю. Д. Экспериментальное исследование русского глагола. М., 1967.
2. Арутюнова Н. Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация. Модальность. Дейксис. М., 1992.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1982; 2-е изд. М., 1986.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974.
6. Блакар Р. М. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.
7. Верещагин Е. М., Ратмайр Р., Ройтер Т. Речевые тактики "призыва к откровенности". Еще одна попытка проникнуть в идиоматику речевого поведения и русско-немецкий контрастивныи подход // Вопросы языкознания. 1992. № 6.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. -Л., 1934.
9. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. М., 1985. С. 217-237.
10. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
11. Демъянков В. 3. Загадки диалога и культура понимания // Текст в коммуникации. М., 1991. С. 109-146.
12. Дюбуа Ж и др. Общая риторика. М., 1986.
13. Ермакова О. Н., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского диалога) // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993. С. 30-63.
14. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.

Похожие работы

  • Реферат
    Изучить официально-деловой стиль и его подвиды. Функции официально-делового стиля и основные стилевые особенности

    Актуальность. В ряду книжных стилей официально-деловой стиль очерчен наиболее четко. Он обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, в суде, при деловых и дипломатических переговорах: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики.

  • Контрольная работа
    Назовите основные черты официально - делового стиля. Проанализировать документ с точки зрения стилистики служебного документа

    Деловой стиль - это совокупность языковых средств, функция которых - обслуживание сферы официально-деловых отношений, т. е. отношений, возникающих между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной, юридической деятельности.

  • Курсовая работа
    Этика и Этикет делового общения*

    Основной чертой этикета является его универсальность, то есть этикет - это общеизвестные и общепринятые нормы поведения, правила вежливости, которые касаются абсолютно всех сфер жизни человека, от общения в семейном кругу до дипломатических переговоров государственного и международного уровня.

  • Курсовая работа
    Тема: Психология делового общения

    Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек-человек" - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

  • Реферат
    "Телефон как средство делового общения"

    Если раньше в нашей стране телефон зачастую являлся роскошью, и большинство людей безликому телефонному разговору предпочитало личную встречу, то в наши дни напряженный темп жизни заставляет нас все чаще прибегать к услугам телефонного аппарата. Огромные пространства стали подвластны телефонным провода и радиоволнам.

  • Дипломная работа
    Экспериментальное исследование манипулятивного стиля общения

    Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни.

  • Контрольная работа
    Рассмотрение некоторых аспектов делового общения

    Искусство общения, знание психологических особенностей крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа "человек - человек" - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому.

  • Контрольная работа
    Рассмотреть особенности устного делового общения

    В контрольной работе рассматриваются отдельные аспекты жанра устной деловой речи. Устная речь является многообразным и сложным явлением в культуре русской речи. В процессе общения выделяются такие жанры как: - разговорная речь; - беседа; - устная деловая речь и беседа; Кроме того, здесь также рассматривается спор как форма деловой устной речи.

  • Курсовая работа
    "Этика делового общения: руководители и подчинённые"

    Я выбрала эту тему, потому что когда закончу академию, мне неминуемо придётся вступить в систему межличностных отношений между руководителем и непосредственно мной, то есть подчинённым. Поэтому уже в процессе учёбы полезно познакомиться со спецификой взаимоотношений управляющего и управляемого, понять, как надо правильно обращаться со своим начальником, а возможно, ещё и с подчинёнными, как изучить своего руководителя, понять, что это за человек и какие требования он выдвигает к подчинённым.

  • Курсовая работа
    Анализ делового общения в организации, определение его эффективности

    Обще известив тот факт, который является законом, что при проведении любых дипломатических процедур главным является переговорный процесс. Не исключение экономика и бизнес. Для заключения любой сделки так же необходимы переговоры. Умение общаться с деловыми партнерами и убедить их согласится или не согласится с какими-либо условиями контракта, может в значительной степени повлиять на уровень прибыли, да и на успех бизнеса в целом.

  • Реферат
    Психология делового общения - Коммуникативные барьеры, виды и пути преодоления.

    Все мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

  • Курсовая работа
    Изучение стиля общения воспитателя с детьми в русле личностно-ориентированной педагогики

    В результате исторического усложнения жизни - увеличения неопределенности и разнообразия социально-экономических условий, появление новых возможностей реализации себя становится данностью нашей эпохи. Эти преобразования резко изменили ценностные ориентиры российского общества, что не могло не сказаться на сфере образования.

  • Контрольная работа
    Проблемы делового общения: обратная связь и помехи, их влияние на эффективность менеджмента 10

    Введение Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации и контроля.