Институты непосредственной демократии в Российской Федерации6

СодержаниеВведение 3
1. Понятие и сущность непосредственной демократии 7
1.1. Историко-теоретические основы института демократии 7
1.2. Сущность и основные черты демократии 12
1.3. Референдум и свободные выборы как высшее непосредственное выражение власти народа 16
2. Особенности реализации институтов непосредственной демократии в Российской Федерации 22
2.1. Федеральное законодательство, регулирующее институты непосредственной демократии в Российской Федерации и практика его реализации 22
2.2. Законодательство субъектов Российской Федерации о формах непосредственной демократии и практика его применения. 31
2.3. Институты непосредственной демократии на уровне местного самоуправления : правовое регулирование и практика 43
Заключение 66
Список использованной литературы 70
ВведениеАктуальность темы. Детальное знание механизма осуществления форм непосредственной демократии при осуществлении государственной власти и местного самоуправления необходимо в русле построения в России правового, демократического государства, в котором народовластие является одной из основ конституционного строя.
Демократия - в современном мире ведущая форма социальной и политической организации общества, политического режима в стране, призванная обеспечивать суверенитет народа, власть большинства при охране прав меньшинства, неотчуждаемые права человека и гражданина.
Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством.
Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Определение Российской Федерации как демократического государства основано на признании народа единственным источником власти. В части 2 статьи 3 определяются две основные формы народовластия - реализация власти народом через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим, в зависимости от формы волеизъявления народа, различают представительную и непосредственную демократию.
Единственным источником власти Конституция определяет многонациональный народ России и, признавая за ним всю полноту верховной власти, устанавливает механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а его высшим проявлением являются референдум и свободные выборы. Это позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии.
Непосредственное осуществление власти народа - высшее выражение народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Сформированные демократическим образом и находящиеся под контролем населения, эти органы служат важнейшими каналами осуществления народовластия в России.
В отечественной правовой литературе нет единства в толковании понятия непосредственной демократии. Ученые определяют ее по-разному. Наиболее распространено определение, данное В. Котоком, который под непосредственной демократией в социалистическом обществе понимал инициативу и самодеятельность народных масс в управлении государством, их прямое волеизъявление при выработке и принятии государственных решений, а также прямое участие в проведении этих решений, в осуществлении народного контроля. По мнению Н.П. Фарберова, "прямое народовластие означает прямое волеизъявление народных масс при выработке и принятии государственных решений, а также их прямое участие в проведении этих решений в жизнь, в осуществлении народного контроля". Существуют и другие определения непосредственной демократии. Так, Р.А. Сафаров рассматривает непосредственную демократию как прямое осуществление народом функций законодательства и управления; Г.Х. Шахназаров понимает под непосредственной демократией порядок, при котором решения принимаются на основе прямого волеизъявления всех граждан; В.Т. Кабышев считает, что прямое народовластие - это непосредственное участие граждан в осуществлении власти при выработке, принятии и реализации государственных решений.
Все эти определения в известной степени дополняют друг друга, однако, обладая достоинствами, имеют и недостатки. Представляется, что определение В.Ф. Котока и близкие к нему определения В.Т. Кабышева и Н.П. Фарберова носят слишком общий характер, а определения Р.А. Сафарова и Г.Х. Шахназарова, напротив, несколько ограничивают сферу распространения непосредственной демократии, по сравнению с действительным положением.
Предметом исследования являются формы непосредственной демократии в РФ, их нормативное закрепление, механизм реализации.
Цель исследования - разработка юридического содержания и механизма осуществления форм непосредственной демократии в РФ. При этом основное внимание будет уделено таким формам непосредственной демократии как выборам и референдуму, поскольку они являются по Конституции высшими формами народовластия.
Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
- сформулировать теоретические положения о непосредственной демократии, ее генезис в мировой истории и истории России;
- определить понятие различных форм непосредственной демократии и уровней правового пространства, на которых они осуществляются;
- изучить действующее законодательство о формах непосредственной демократии в России;
- выявить пробелы в правовом регулировании осуществления непосредственной демократии в Российской Федерации, разработать предложения о путях его дальнейшего совершенствования;
Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу составляют диалектический метод познания общественных процессов и социально-правовых явлений, его категориальный аппарат, принципы научного познания.
В процессе проведенного исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания, проводился анализ российского законодательства и судебной практики, международно-правовых актов, принимались во внимание данные исторической науки, философские воззрения.
Список литературы1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.), (с учетом поправок от 30 декабря 2008 года).
2. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004г. (с изменениями на 27 декабря 2009 года) // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2710.
3. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. (с изменениями на 27 декабря 2009 года)// СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; № 39. Ст. 3642; 2003. № 26. Ст. 2572; № 27 (Часть 2). Ст. 2711; Ст. 2716. 2004. № 24. Ст. 2335; № 33. Ст. 3368; № 35. Ст. 3607; № 50. Ст. 4950; 2005. № 27. Ст. 2708; № 30 (Часть 1). Ст. 3104.\
4. Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 21 апреля 2011 года) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822. 2004. № 25. Ст. 2484. № 33. Ст. 3368. 2005. № 1 (Часть 1). Ст. 9. Ст. 12. Ст. 17. Ст. 25. № 17. Ст. 1480. № 27. Ст. 2708. № 30 (Часть 1). Ст. 3104. Ст. 3108// Российская газета. 18 октября 2005.
5. Федеральный закон от 21.07.2005 N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями на 24 июля 2009 года).
6. Закон Алтайского края от 29.12.2006 N 152-ЗС "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края" // "Алтайская правда", N 8-9, 18.01.2007, "Сборник законодательства Алтайского края", 2006г., N 128, ч. 2, с. 36
7. Закон Московской области от 19.11.2003 N 148/2003-ОЗ "О местном референдуме в Московской области" (с изменениями на 4 марта 2011 года) // "Ежедневные Новости. Подмосковье". 12 марта 2011.
8. Закон Москвы от 18.04.2007 N 11 "О референдумах в городе Москве". // "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 29, 24.05.2007.
9. Закон Санкт-Петербурга от 19.03.2004 N 138-22 "О местном референдуме в Санкт-Петербурге" (с изменениями на 17 февраля 2010 года). // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, N 7, 01.03.2010.
10. Закон Удмуртской Республики от 11 октября 2003 года № 51-ЗС.
11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 3-П от 21.03.2007г. По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И.Лакеева, В.Г.Соловьева и В.Д.Уласа".// Российская газета. 30 марта 2007.
12. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июня 1998 года по делу о проверке конституционности положений статей 4, 13, 19 и 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
13. Постановление Центризбиркома России от 18.12.2007 N 77/618-5 "О разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами".
14. Постановление Центризбиркома России от 28.02.2006 N 172/1109-4 "О Комплексе мер по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов в Российской Федерации на 2006-2008 годы".
15. Авакьян С.А. "Библиография по конституционному и муниципальному праву России - 2 изд.", 2007.
16. Баглай М.В. "Конституционное право Российской Федерации для вузов Изд. 6-е, изм., доп.", 2007.
17. Братановский С.Н., Костькова О.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2006.
18. Доленко Д.В., Бахлов И.В., Бахлова О.В. и др. Политология. - М.: Дело, 2007.
19. Кашанина Т.В., КашанинА.В. Основы российского права. М.,1998. С.37.
20. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. "Конституционное право России. 4-е изд., перераб. и доп", 2007.
21. Малько А.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ. - М.: КноРус, 2007.
22. Марченко М.Н. Общая теория государства и права: Академический курс в 2 т. / Отв. ред. М, 2007.
23. Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2007.
24. Особое мнение судей Конституционного Суда РФ В.О.Лучина и В.Г.Ярославцева по Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003г. N 10-П по делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации". // Российская газета. 19 июня 2003 г., No 117 (3231).
25. Политология: Учеб. пособие / Общ. ред. Клементьев Д.С. - М., 2008г.
26. Референдум, как институт непосредственной демократии//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 3 (320), 2007.
27. Сборник статей, Демократия и федерализм в России, Росспэн, 2007.
28. Слива А.Я. О конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права. Законодательство и экономика №6, июнь 2005.
29. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В., Конституционное право Российской Федерации для вузов, Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
30. Становление новой Российской государственности: реальность и перспективы (Открытый доклад). М., 2007.
31. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран, Свердловск, 2008.
32. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 2007.
33. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. М., 2003.
34. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство: Учебное пособие для вузов. М., 2007.
35. Сборник статей преподавателей "Россия и социальные изменения в современном мире". Статья Историко-правовые аспекты формирования местного самоуправления в Российской Федерации Рязанцев И. П., Адарченко С. А. книга Ломоносовские чтения 2004 г.
36. Сборник статей молодых ученых "Россия и социальные изменения в современном мире". Статья "Реформа местного самоуправления проблемы и перспективы" И.А. Островский, книга "Ломоносовские чтения 2004 г.
37. Выступление В.В. Путина, 6 мая 2011г. в Волгограде на межрегиональной конференции партии "Единая Россия". http://leningrad-reg.er.ru/news/item/1614/