"Федерализм и его проявления в принципах конституционного строя России"

Содержание1. Введение - стр. 3
2.. Общие понятия федеративного устройства- стр. 6
3. Форма Государственного устройства РФ- стр. 7
4. Территориальная организация государственной власти в Р.Ф.- стр.8.
5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Р.Ф. и органами государственной власти субъектов Р.Ф.- стр. 12
6. Общие проблемы федеративного устройства Р.Ф.-
стр. 20
6.1. Политическое неравноправие субъектов Р.Ф.-
стр.20
6.2. Экономическое неравноправие субъектов РФ.-
стр.21
6.3. Обострение межнациональных отношений в России. - стр. 22
6.4. Проблема суверенитета республик входящих в состав Р.Ф.- стр. 24
6.5. "Трансформация" национального суверенитета в государственный- стр. 26
7. Заключение - стр. 30
Список используемых источников стр. 32

ВведениеВВЕДЕНИЕ:

В настоящее время мало кто сомневается в том, что федеративное устройство России нуждается в радикальной реформе. И дело - по-моему не в заложенных в Конституции РФ принципах, а в их частом нарушении со стороны субъектов РФ да и самими органами федеральной власти.
Проблемы межнациональных отношений, суверенитета и федеративного устройства России являются очень непростыми.
Вопросы, как же добиться полного равноправия всех субъектов Федерации, как сохранить целостность и единство России, не ущемляя права граждан независимо от национальной принадлежности, думается, волнуют всех россиян.
Каждая нация имеет право на сохранение самое себя, своих национальных особенностей: языка, национальной культуры, традиций, быта и т. д.
Без этого невозможно свободное развитие наций и трудно рассчитывать на достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания, на межнациональный мир. Вместе с тем это право не может и не должно осуществляться за счет прав и интересов других наций.
К сожалению, в Российской Федерации невооруженным глазом видно политическое, экономическое, финансовое, социально-культурное неравноправие субъектов Федерации и их граждан.
Для понимания федеративных принципов действующей Конституции РФ необходимо вспомнить в каких условиях она формировалась - главное, особое место среди конституционных проблем в 1990 -1993 годах, ставших театром военных действий между различными политическими силами, занимало федеративное устройство.
Конституция 1978 г. лишь формально называла Россию федеративным государством: в течение многих десятилетий специалисты спорили, каков же круг субъектов этой Федерации, ибо края и области признаками таких субъектов не обладали, а национально-автономные формирования занимали сравнительно небольшую часть территории России.
В процессе конституционного переустройства прежние автономные республики объявили себя суверенными государствами в составе России.
Так же поступили бывшие автономные области, кроме Еврейской.
Однако подобные попытки отдельных автономных округов успеха не имели.
Представители республик требовали для них преимущественного статуса в создаваемой Федерации, претендуя в первую очередь на собственность на природные ресурсы.
Представители краев и областей сумели отразить попытки разработчиков конституционного проекта создать условия для последующей оптимизации территориального устройства, получив гарантии сохранения существующей его системы. В то же время они требовали для краев и областей равного статуса с республиками.
Результирующей этих противоречивых стремлений стали заключенные 31 марта 1992 г. три Федеративных договора между Российской Федерацией, с одной стороны, и соответственно с республиками, краями, областями, городами федерального значения (это Москва и Санкт-Петербург), автономными округами и единственной оставшейся автономной областью - с другой. Апрельская конституционная реформа 1992 г. включила текст этих договоров в качестве приложения в Конституцию. Хотя договоров три, но нередко о них говорится в единственном числе и приложение к Конституции называлось "Федеративный договор".
В известной мере (хотя и не во всем) содержание Федеративных договоров, получившее отражение и в основном тексте Конституции, также явилось результатом наработок Конституционной комиссии.
Следует оговориться, что первый Федеративный договор подписан не всеми, а только 18 республиками: под ним нет подписей Татарстана, Чечни и Ингушетии. Чечня объявила себя независимым государством, хотя разделение бывшей Чечено-Ингушской Республики еще не было оформлено.
Татарстан не был согласен с некоторыми положениями Федеративного договора и заключил отдельный договор с Российской Федерацией лишь в феврале 1994 г.
Впрочем, в последующие годы такие договоры заключили с Российской Федерацией многие другие входящие в ее состав республики, а также ряд краев и областей.
При этом, если договоры с Татарстаном и еще некоторыми республиками предусматривают несколько иное по сравнению с действующей Конституцией разграничение компетенции, увеличивая компетенцию республик за счет федеральной, то в большинстве договоров разграничение компетенции касается лишь сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.


В таких условиях, в условиях фактического становления нашего государства и родилась наша действующая Конституция, поэтому прогрессивная для своего времени, сегодня на мой взгляд она нуждается в корректировке, и прежде всего в принципах федеративного устройства.
При подписании Федеративного Договора и составлении проекта Конституции РФ сработал стереотип старого мышления: их составители спроецировали ранее справедливо раскритикованную модель СССР на Россию. Если в СССР субъекты делились на четыре "сорта", то субъекты Российской Федерации делятся на три "сорта":
1) суверенные республики, обладающие всей полнотой государственной власти;
2) несуверенные и неравноправные политико-территориальные образования (края, области, города федерального значения);
3) несуверенные и неравноправные национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа).
Дает о себе знать правовой нигилизм и низкая правовая культура,в стране сложилась ситуация, когда мало кто считается с Конституцией РФ и другими законами. В любой цивилизованной стране конституция - это святыня, у нас 19 из 21 республики приняли конституции, не соответствующие Основному Закону страны. Это - нонсенс!
В работе я попытаюсь раскрыть понятие Федерализма в принципах конституционного строя России, а также изложить мое мнение о необходимости реформирования существующей системы федеративного устройства нашего государства.
Список литературы




Список используемых источников:

Данные источники взяты из ИСС "Кодекс"
1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года)
Конституция РФ от 12.12.93 N б/н
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.09.93 N б/н По делу о проверке конституционности Закона Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 1993 года "О статусе судей в Кабардино-Балкарской Республике" и постановления Верховного Совета Кабардино-Балкарской Республики от 22 июля 1993 года "О порядке ...
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.92 N б/н
По делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР", Закона ...
4. Указ Президента РФ от 12.03.96 N 370
Об утверждении Положения о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами госуд. власти и органами госуд. власти субъектов РФ и о взаимной передаче осуществления части...(с изменениями от 25.11.96г.)
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.93 N б/н
По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года "О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации"
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.95 N 10-П
По делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 30.11.94 N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента РФ от 09.12.94 года N 2166 "О мерах по ...
7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан об экономическом сотрудничестве
Соглашения между государственными органами и (или) другими субъектами права от 25.05.94 N б/н1
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.99 N 2-П
По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации
9. Решение Верховного Суда РФ от 17.02.98 N б/н
Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, затрагивающего вопросы судоустройства и прокуратуры, противоречит ст. 71 Конституции Российской Федерации и ...
Решение Верховного Суда РФ от 17.02.98 N б/н
10 . Постановление (определение) Президиума Верховного Суда России от 29.04.98 N б/н
Полномочия, отнесенные к исключительной компетенции Российской Федерации (ст.71 Конституции Российской Федерации), не могут быть переданы субъекту Российской Федерации на основании договора (Извлечение)
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.96 N 16-П
По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации"
12. Закон РФ от 21.02.92 N 2395-1
О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) (с изменениями на 2 января 2000 года), О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О недрах"
13. Закон РФ от 30.12.95 N 225-ФЗ
О соглашениях о разделе продукции (с изменениями на 7 января 1999 года
14. Зиновьев А.В. "Конституционное право России "проблемы теории и практики,
М.С-П, Издательский Торговый дом "Герда" -2000.
15.Б.А. Страшун "Историко-правовой комментарий" Конституция Российской Федерации официальный текст, М, издательская группа Норма-ИНФРА-М