"Конституционно-правовые основы лоббистской деятельности"

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Понятие "лоббизм" 8
Глава 2. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ 14
§1 Действующие законы, регулирующие деятельность лоббистских
структур 14
§2 Законопроекты в сфере правового регулирования деятельности
лоббистов 18
Глава 3. Особенности конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах 28
§1 Особенности конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в США 29
§2 Особенности конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в Евросоюзе 30
Заключение 33
Библиография 35
ВведениеМасштабные изменения, произошедшие в Российской Федерации в последние десятилетия, ставят перед юридической наукой новые задачи осмысления и анализа развития России, функционирования её политических институтов, отношений их между собой, роли и места субъектов политики в реформировании российского государства. Среди факторов, определяющих политический процесс, особую роль имеет деятельность лоббистских групп. Обладая значительным ресурсным потенциалом, эти группы оказывают воздействие на процесс принятия политических решений, они всё чаще заявляют о себе в сфере публичной политики, претендуя на участие в общественном контроле над работой властных структур. Сфера интересов этих групп варьируются от различных отраслей экономики (АПК, ТЭК, ВПК), естественных монополий (лесная, металлургическая и др.), банковского бизнеса до общественно-политического поля деятельности (профсоюзы, экологические, религиозные и др. организации).
Тематика лоббизма находится в центре внимания российских учёных, властных структур и общественности; лоббистская деятельность является объектом различного рода исследований. Большинство исследователей в этой области заостряют своё внимание на теоретических аспектах: дискуссии о сущности лоббизма, его проявлениях в современных развитых странах, позитивных и негативных сторонах этого явления. В то же время осмыслению практических сторон лоббистской деятельности, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание, что не соответствует масштабам распространения лоббизма.
Законодательный орган является одним из ключевых объектов при проведении лоббистской кампании в любой стране мира. Это объясняется тем, что реализация интересов групп давления осуществляется в значительной мере через законодательные механизмы, процесс принятия бюджета и т.д. Важной чертой лоббизма в парламенте является то, что на депутатов изначально накладывается определённая ответственность за взятые на себя обязательства в процессе избирательного цикла.
Особенную сложность для выявления лоббистских групп, способов и технологий лоббирования составляет отсутствие специального закона (США) или подзаконного нормативного акта (ФРГ), который ввел бы это явление в правовые рамки. Это способствовало бы росту прозрачности процесса проведения интересов гражданами РФ, а также помогло бы снизить уровень коррупционной составляющей данного явления.
Степень научной разработки темы исследования. Развитие теории групп начинается с публикации в 1908 г. труда Артура Ф. Бентли "Процесс управления", в котором он впервые выдвинул идею о том, что в основе политического процесса лежит согласование интересов различных групп, поддержание баланса интересов между ними, главная роль в котором отводится государственным институтам .
Теория получила своё развитие в работах Д. Трумена . Исследования групп интересов положили начало развитию ряда научных школ, в частности, корпоративистов (неокорпоративистов) (Ф. Шмиттер ) и плюралистов (Р. Даль и др.) которые, каждая по-своему, трактовали модели отношений групп интересов с государством и его институтами.
Вопросу влияния групп интересов на формирование политического курса уделял внимание М. Олсон . Механизмы этого влияния рассматриваются в трудах Г. Джордана и др. Обстоятельным образом западными учеными изучены система представительства интересов, практика лоббирования, технологии социального партнёрства. Результаты исследований западных авторов нашли отражение в публикациях Г. Алмонда, Д. Пауэлла , Г. Вильсона и других.
В российской политической науке о теории групп серьёзно заговорили в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Среди первых исследований по этой теме стоит отметить работу В.А. Найшуля и В.Н. Константинова , опубликованную в 1986 году, в которой авторы говорили о наличии в Советском Союзе "экономики согласования". В дальнейшем внимание исследователей привлекали вопросы истории лоббистской деятельности в России и способы её регулирования (А.А. Нещадин , А.П. Любимов , В.А. Лепехин , Л.Е. Ильичева ), формирования корпоративистской модели согласования интересов (С.П. Перегудов и др.), феномен "олигархии" (Я.Ш. Паппэ , А.Ю. Зудин и др. ), место и роль клиентарных отношений в российской политике (М.Н. Афанасьев ).
Значительный вклад в изучение групп интересов внесли авторы монографии "Группы интересов и российское государство" С.П. Перегудов, Н.Ю. Лапина и И.С. Семененко , которые провели системный и многоаспектный анализ отношений государства и групп интересов с советских времён до конца 90-х годов ХХ века.
Особого внимания заслуживают работы А.П. Любимова и П.А. Толстых , которые проанализировали деятельность лоббистских групп непосредственно в российских органах власти. П. А. Толстых в монографии "Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации" сделал объектом исследования нижнюю палату парламента РФ, проследив становление лоббистских структур в ГД в современной России.
По вопросам правового регулирования лоббистской деятельности заслуживают внимания работы А.П. Любимова , С. Мишутина , А. Пушкина , Д. Султанова , П.А. Толстых .
Целью курсовой работы является исследование способов конституционно-правового регулирования деятельности лоббистских групп в Российской Федерации и странах Запада.
Объектом исследования выступает лоббизм как форма представительства интересов.
Предметом исследования являются основы конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в России и странах Запада.
Сформулированные цель, объект и предмет исследования определили постановку задач дипломной работы:
1. Определить политико-правовое содержание понятия "лоббизм" и его составляющие, исследовать ведущие лоббистские модели и технологии в конституционно-правовом смысле.
2. Выявить основы конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в Российской Федерации.
Определить основы конституционно-правового регулирования лоббистской деятельности в США и ряде стран Европейского Союза.
Нормативная база дипломного исследования включает в себя Конституцию РФ, законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, других государственных органов России и зарубежных государств в сфере лоббизма.
Отмеченные выше обстоятельства выдвигают тему в разряд актуальных. Обращение к комплексному анализу функционирования значительных по численности, влиятельных по масштабам организации и характеру решаемых задач групп интересов имеет как методологическую ценность, так и прикладное значение, поскольку позволяет своевременно реагировать на законные социальные требования и запросы, обеспечить правовое регулирование деятельности организованных групп, скорректировать механизмы взаимодействия групп интересов и властных структур, задействовать гражданские инициативы при выработке государственной политики по целому ряду направлений.
Структура курсовой работы построена по проблемно-тематическому признаку. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.


Список литературыНормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об общественных объединениях" // СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930; 2010. №30. Ст. 3995.
3. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" // СЗ РФ. 2001. №29. Ст. 2950; 2010. №45. Ст. 5754.
4. Федеральный закон от 04.04.2005 №32-ФЗ (ред. от 23.07.2010) "Об Общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. №15. Ст. 1277; 2010. № . Ст.
5. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. №33-СФ "О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 15.12.2010) // СЗ РФ. 2010. №51 (ч. III). Ст. 6816.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (ред. от 14.01.2011) // СЗ РФ. 2011. №4. Ст. 561.
7. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 1253-II ГД "О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности" // СЗ РФ. 1997. №13. Ст. 1498.
8. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 1997 г. № 1364-II ГД "О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности" // СЗ РФ. 1997. №18. Ст. 2123.
9. Постановление Правительства РФ от 16 декабря 1994 г. N 1392 "О мерах по обеспечению взаимодействия Правительства Российской Федерации с палатами Федерального Собрания" (ред. от 20.03.1997 г.) // СЗ РФ. 1994. №35. Ст. 3703.
10. Стенограммы заседаний Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва 1993-1995 гг. http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe (4-я сессия ГД первого созыва (осень 1995), хроника заседания 4 октября)
11. Закон СССР от 09.10.1990 № 1708-1 "Об общественных объединениях" http://nalog.consultant.ru/doc1883.html
12. Конституция Соединённых Штатов Америки / Пер. О. А. Жидкова // Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm
13. Проект федерального закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", внесен депутатом Государственной Думы В.А. Лепехиным 4 октября 1995 г. http://www.lobbizm.ru/zakon.htm
14. Проект федерального закона "О компенсации потерь сельхозтоваропроизводителям в связи с нарушением сложившегося паритета цен", вносится депутатами Государственной Думы Агафоновым В.А., Куликом Г.В., Найчуковой С.В., Нигкоевым С.Г., Никитиным В.П., Пономаревым А.А., Чернышевым А.А. Принят в первом чтении 16.10.1998 3092-II ГД http://infopravo.by.ru/fed1998/ch02/akt13671.shtm
15. Проект федерального закона № 97801795-2 "О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", вносится депутатами Государственной Думы В.И. Зоркальцевым, Г.Н. Махачевым и А.В. Чуевым 26.12.2000 г. http://lobbying.ru/index.php?page_id=11#paragraph1
16. Проект федерального закона "О борьбе с коррупцией" № 99097368-2 ГД, 8 апреля 2001 г. http://corrupt.ru/zakon.php
17. Проект федерального закона № 396138-3 "О лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", вносится депутатами Государственной Думы Надеждиным Б.Б., Немцовым Б.Е., Хакамадой И.М. 25 ноября 2003 г. http://www.lawmix.ru/law_project.php?id=13392


Научная литература:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс. В 2-х Т. М.: Издательство Норма. 2010
2. Аравина Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социс. 2000. № 9
3. Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. - М., 1997
4. Вильсон Г. Группы интересов. - М., 1990
5. Вяткин К.С. Лоббизм по-немецки // Полис. 1993. №1
6. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3
7. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №1
8. Зудин А.Ю. Бизнес и политика в посткоммунистической России. Ч. 1-2. - М.: ЦПТ. 1995
9. Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт. // США Экономика. Политика. Идеология. - 1995. № 1
10. Ильичева Л.Е. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти // "Государственная служба", Март - апрель 2002. № 2 (16)
11. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. - М.: Мысль. 2000
12. Константинов В.Н., Найшуль В.А. Технология планового управления. - М.: ЦЭМИ АН СССР. 1986
13. Кумс К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта. // Бизнес и политика. 1994. №1
14. Лепехин В.А. Лоббизм. - М.: IQ фонд. 1995
15. Любимов А.П. История лоббизма в России. - М.: Фонд "Либеральная миссия", 2005
16. Любимов А.П. Классификация видов лоббизма. - М. 1999
17. Любимов А.П. Практика использования терминов "лоббизм", "лоббистская деятельность" в нормативных правовых актах и иных официальных документах в Российской Федерации// Представительная власть. XXI век. 2000. № 4(38) http://www.pvlast.ru/archive/index.32.php
18. Малько А.В. Лоббизм и право. // Изв. Вузов. Правоведение. 1995. №2
19. Мишутин С. Пути лоббиста неисповедимы// Журнал "Коман&он онлайн". 19.10.2005 http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=7836&Callback=66
20. Нещадин А.А., Блохин А.А., Верещагин В.В., Григорьев О.В., Ионин Л.Г., Кашин В.К., Малютин М.В. Лоббизм в России: этапы большого пути. // Экспертный институт. Избранные доклады (1992-1997). - М. 2003
21. Олсон М. Логика коллективного действия. - М., 1995
22. Паппэ Я. Отраслевые лобби в правительстве России // Pro et Contra. 1996. 1
23. Паппэ Я., Дементьев В., Макаренко Б., Зудин А. и др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. - М., ЦПТ. 1997
24. Перегудов С.П. Корпоративный капитал в российской политике // Политические исследования. 2000. 4
25. Перегудов С.П. Корпоративный переворот и будущее демократии // Политические институты на рубеже тысячелетий. - Дубна, Феникс. 2001
26. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. - М., 1999
27. Пушкин А. Правовое регулирование лоббистской деятельности в России// Tenzor Consulting Group. 2010 http://www.tencon.ru/uploaded/regulirovanie_lobbi.pdf
28. Султанов Д. Лоббизм: как это делается в России// Информационно-дискуссионный портал Международного института политической экспертизы (МИПЭ). 07.07.2005 http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_255.html
29. Толстых П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации: Научное издание. М.: Канон+, 2006
30. Толстых П.А.Технологии лоббистской деятельности в Государственной Думе РФ// Информационно-дискуссионный портал Международного института политической экспертизы (МИПЭ). 03.09.2010 http://stratagema.org/publications/lobby/
31. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. - 1997. - № 2
32. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм и консолидация неодемократии // http://old.polit.ru/documents/113534.html

Литература на английском языке:
1. Almond G., Powell B. Comparative Politics Today: А World View. - N.-Y., 1995
2. Bentley A. The Process of Government. Cambridge, 1967
3. Truman David B. The Govermental Process - NY, 1968