Гражданское общество, как наиболее важный субъект конституционного права67 2010-15

СодержаниеВведение……………………………………………………………………………3
1. Общая характеристика основных субъектов конституционного права……..3
2. Гражданское общество, как наиболее важный субъект конституционного права………………………………………………………………………………...6
Заключение………………………………………………………………………..10
Библиографический список………………………………………………………11
ВведениеВ наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части; 3) основные органы государства; 4) общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, из-влечением прибыли, как акционерные общества; 5) депутаты представительных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представите-лям исполнительной власти; 6) органы местного самоуправления и управления; 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множествен-ным гражданством - каждая из этих категорий населения обладает своим объе-мом конституционных прав).
Статус отдельных субъектов конституционных правоотношений весьма своеобразен. Некоторые из них могут выступать в качестве носителей прав и обязанностей, предусмотренных исключительно в конституционных и иных го-сударственно-правовых предписаниях, и быть участниками только конституци-онных, государственно-правовых отношений (социальные общности: классы и основные социальные группы, народ, нации; социально-политические образо-вания: РФ и субъекты РФ).

1. Общая характеристика основных субъектов конституционного права

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Сре-ди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, орга-ны государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.
Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отноше-ний при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Ду-му, выборов Президента Российской Федерации.
Народ, рассматриваемый как единственный субъект народовластия, не получил однозначного определения своего содержания. Нельзя включать в со-держание категории "народ" все население государства, недопустимость такого отождествления была убедительно доказана еще в 1969 году В.Т. Кабышевым и О.О. Мироновым . Население есть совокупность людей, постоянно проживаю-щих на определенной территории, оно может быть субъектом муниципальной власти, но не народовластия в целом. Иначе рассматриваемая категория теряет какие-либо качественные характеристики, сводится сугубо к территории, а в состав народа попадает достаточно большое количество лиц, связанных устой-чивыми политико-правовыми отношениями с зарубежными государствами, что создает угрозу для государственного суверенитета России.
В отечественном законодательстве наметилась тенденция определения народа как совокупности народов (национальных общностей), проживающих на соответствующей территории.
Так, в соответствии с пунктами 3 и 4 Декларации о государственном су-веренитете РСФСР от 12 июня 1990 года многонациональный народ был при-знан носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР. При этом в качестве одной из высших целей, во имя которых провозглашался государственный суверенитет, признавалось обеспечение каждому народу пра-ва на самоопределение в избранных им национально-государственных и нацио-нально-культурных формах .
Список литературы1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосовани-ем 12.12.1993. "Российская газета", № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.03.2002 №30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в ред. Феде-рального закона от 05.04.2005№33-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, № 11.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2007 №330-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46.
4. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12.06.1990 №22-1 "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Со-циалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1990, № 2.
5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.04.2004 №8-П "По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской област-ной Думы" // Российская газета, №89, 28.04.2004.
6. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра-ва. М.: БЕК, 1998.
7. Бойцов В. Я. Система субъектов советского государственного права. Уфа, 1972. Миронов О. О. Субъекты советского государственного права, Са-ратов, 1975.
8. Кабышев В.Т., Миронов О.О. Категория "народ" в советском конститу-ционном законодательстве // Правоведение. 1969. N 4.
9. Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. - М., 2001.
10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2004.
11. Матейкович М.С., Воронин В.В. Народ, гражданское общество, общест-венность как субъекты конституционно-правовых отношений // Право и политика, 2007, № 10.
12. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3.
13. Мицкевич А.В. Становление основ нового конституционного строя в Российской Федерации // Государство и право. 1992. N 8.
14. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содер-жание, вопросы становления). М., 1994.
15. Чеботарев Г.Н. Принцип разделения властей в государственном устрой-стве Российской Федерации. Тюмень, 1997.
16. Чиркин В.Е. Государство и общество // Гражданин и право. 2007. N 4.