Стратегия и тактика управления конфликтами (на примере ОАО Агромпромкредит банк)56

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ 7
1.1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 7
1.2. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЛЕКТИВА 9
1.3. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 13
1.4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНФЛИКТА 22
1.5. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 28
Выводы по главе I.................................................................................................41
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОАО АГРОМПРОМКРЕДИТ БАНК .............................................................................................................43
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 43
2.2. УСТАНОВОЧНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ПЕРВЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ "ОАО АГРОПРОМКРЕДИТ БАНКА" ИВАНОВОЙ С.С. 48
2.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ И ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.4. ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ 53
2.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ КОНФЛИКТНОСТИ В ОАО АГРОПРОМКРЕДИТБАНК 59
2.6. Интервью с первым заместителем председателя правления "ОАО Агропромкредит банка" и руководителем комиссии по трудовым спорам Никаноровой Б. И..................................................................................................60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

ВведениеБольшую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт.
Отношение руководства к конфликтам априори негативное. Считается, что они нагнетают напряженность в коллективе, снижают показатели работы каждого сотрудника или целых отделов.
Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности.
Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер. Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, почему развиваются такого рода конфликты, какие личностные черты сотрудников их провоцируют. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта, приводящие к ситуации "выигрыш - выигрыш".
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся отношений между людьми.
В связи с вышеизложенным мы избрали следующую тему нашего исследования: "Стратегия и тактика управления конфликтами".
Основной целью курсовой работы является теоретическое изучение понятия конфликт и проведение исследования стратегии и тактики управления конфликтами на практике.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Теоретический анализ понятий конфликта.
2. Описание существующих методик исследования тактики управления конфликтами.
3. Экспериментальное исследование стратегии и тактики управления конфликтами с использованием указанных методик.
4. Разработка проекта управленческого решения по предотвращению конфликтов в организации.
Объектом исследования выступает коллектив сотрудников ОАО "Агропромкредитбанк".
Предмет исследования - управление конфликтами.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: умелое применение на практике стратегии и тактики управления конфликтами снижает риск их развития.
Методологической основой исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изучению социально-психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
- анализ социально-педагогической и методической литературы;
- организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы психологами, руководителями организаций и студентами.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Список литературы1. Адамчук В.В., Романов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000
2. Верховин В.И. Социальная регуляция трудового поведения в производственной организации. - М.: Изд-во МГУ, 1991.
3. Веснин В.Р. Менеджмент персонала - М:. "Элит- 2000", 2003
4. Власова Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния - М.: Инфра-М, 2000
5. Волков Ю.Г., Мостовая И.Л. Социология: Учебник для студентов вузов/ Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И., и др. М.: Гордарики, 2000
6. Гибсон Дж., Иванцевич Дж., Доннели - мл Дж. Организация. Структура. Процессы. Поведение. - М., 1997
7. Гравин В. В., Дятлов В. А. - Менеджмент персонала предприятия. - М., 2000
8. Егоршин А. П. Управление персоналом. - Нижний Новгород, 2001
9. Забелин П.В. и др. Предпринимательский менеджмент: Учебно-практическое пособие. - М.: "Издательство ПРИОР", 1999.
10. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990
11. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособ. - М.: Гардарики, 2002
12. Кравченко А.И. Социология менеджмента. - М.: ЮНИТИ, 1999
13. Красовский Ю. Д. Организационное поведение. - М., 1999
14. Курс практической психологии, или как научиться работать и добиваться успеха: Учеб.пособ. /Авт.-сост.Р.Р.Кашапов. - Ижевск, 1996
15. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учебное пособие /под ред. П.В. Шелитова - М:. ИНФРА - М, Новосибирск НГАЭ и У, 2000
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Даю, 2003
17. Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 2002
18. Монден Я. "Тойета": Методы эффективного управления. - М.: Экономика, 1989
19. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций.- СПб.: Союз, 2000
20. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе: Проблемы социологии труда. - М., 1982.
21. Пригожин А.И., Современная социология организаций. - М., 1995
22. Розанова В.А. Психология управления: Учеб.пособ. - М.: Интел-Синтез, 2002
23. Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999
24. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособ. - Ростов н/Д: Феникс, 1997
25. Семенов А.К., Маслова Е.П. Психология и этика менеджмента и бизнеса: Учеб. пособ. - М.: Дашков и К, 2002
26. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. - СПб: Питер, 2000
27. Управление персоналом организации: Учебник / Под. ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 1997
28. Шаталова Н.И. Трудовой потенциал работника: проблемы функционирования и развития. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 1998