Исследование особенностей конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе ДОУ и рекомендации по их предупреждению78

СодержаниеВведение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы конфликтов в педагогическом коллективе 6
1.1. Определение конфликта 6
1.2. Этапы развития конфликта 7
1.3. Способы разрешения конфликта 9
Глава 2. Исследование особенностей конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе ДОУ и рекомендации по их предупреждению 12
2.1 Анализ конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе ДОУ 12
2.2. Разработка методических рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций в МДОУ Д\С №2 "Дубок" деревни Лисьи Норы Луховицкого района 17
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложение
ВведениеКаждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, соци-альных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и чело-века в целом.
Данная работа посвящена изучению конфликтных ситуаций в педагоги-ческом процессе. Я считаю, что данная тема актуальна во все времена, т.к. жизнь человека представляет собой постоянный переход от одного конфликта к другому. Это и неудивительно, потому что на каждом шагу нас подстерегают разнообразного рода противоречия: бытовые и профессиональные, личные и межличностные. Разрешив одни из них, мы сталкиваемся с новыми, преодоле-ние которых выявляет очередные, ранее скрытые от нашего взора противоре-чия. В процессе такого движения осуществляется личностное развитие, разви-ваются и совершенствуются межличностные отношения, и что немаловажно - появляются новые пути решения проблем.
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит кон-фликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного пред-ставления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в цен-тре любого конфликта и призван разрешать его всеми доступными ему средст-вами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руково-дителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о кон-фликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах пре-дотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение на-ходить достойный выход из конфликтных ситуаций.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление кон-фликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Цель исследования: выявить причины конфликтов в организации, раз-работать методические рекомендации по их разрешению.
Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следую-щие задачи:
1. изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследова-ния;
2. изучение понятия конфликта и причин его возникновения;
3. подбор методов диагностики причин конфликтности;
4. разработать методические рекомендации по разрешению конфликтов на изучаемом предприятии.
Объектом исследования выступает коллектив людей, а предметом - управление конфликтами.
В работе использовались учебные пособия по менеджменту, социологии, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки авто-ра.
В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза: умелое применение на практике стратегии и тактики управления конфликтами снижает риск их развития.
Методологической основой исследования являются положение филосо-фии о взаимосвязи причины и следствия, теории и практики, труды ученых по данной проблеме, теории личностно-деятельного, системного подходов к изу-чению социально-психологических явлений.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялись следующие методы исследования:
- анализ социально-педагогической и методической литературы;
- организация целенаправленной опытно-экспериментальной работы.
База исследования: МДОУ Д\С №2 "Дубок" деревня Лисьи Норы Лухо-вицкий район
Практическая значимость: материалы исследования могут быть исполь-зованы психологами, руководителями организаций и студентами.
Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых пресле-довал определённые цели.
I этап (сентябрь - октябрь 2009 г.) - изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.
II этап (октябрь - ноябрь 2010 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы.
III этап (ноябрь 2010 г.) - анализ результатов исследования, их обобще-ние, формулирование основных выводов, разработка методических рекоменда-ций по разрешению конфликтов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользуемой литературы и приложения.
Список литературы1. Андреев Г. С. Психодиагностики в трудовом коллективе - СПб: Питер, 2009 - 268с
2. Анцепов А. Я., А.И. Шипилов. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999 - 551 с.
3. Бардин. Учитесь властвовать собой - М.: Наука, 2006 - 190с
4. Веснин В.Р. Менеджмент персонала - М:. "Элит- 2000", 2003 - 496с
5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: ИНФРА-М, 2003 - 302с
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2003 - 320с
7. Клок К., Голдсмит Д. Конфликты на работе. Искусство преодоле-ния разногласия - М.: Претекст, 2007 - 244с
8. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие орга-низации. М.: Инфра-М, 1996 - 256с
9. Рудакова И.А. Жильцова С.В. Филипенко Е.А. Конфликтология для педа-гогов: Учебное пособие для среднего профессионального образования - М.: феникс, 2005 - 155с
10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. - СПб: Питер, 2003 - 352с
11. Субботина Л. Ю. Конфликты - М.: АСТ, 2006 - 128с
12. Тренев Н.Н. Управление конфликтами. - М.: ПРИОР, 2001 - 96с