Эмпирическое исследование психокоррекционной работы по профилактике конфликтов между сотрудниками в детском саду 33

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические основы психокоррекционной работы по профилактике конфликтов между сотрудниками в детском саду 6
1.1. Понятие и основные свойства межличностного конфликта 6
1.2. Психокоррекционная работа и её особенности в профилактике конфликтов 17
Глава 2. Эмпирическое исследование психокоррекционной работы по профилактике конфликтов между сотрудниками в детском саду 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Описание и обоснование методик 35
2.3. Анализ результатов исследования 41
2.4. Рекомендации по профилактике конфликтов между сотрудниками в детском саду 76
Выводы 81
Заключение 83
Список использованной литературы 85
Приложения 88

ВведениеАктуальность. В настоящее время в нашей стране сложилась нестабильная экономическая ситуация, которая оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние человека и его межличностные отношения. Всвязи с чем между сотрудниками в организации возникают конфликты.
Конфликты между сотрудниками нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Возникают значительные трудности на пути выполнения поставленных задач и достижения необходимых результатов. Разбалансировка взаимосвязей групповой деятельности по причине деструктивного межличностного конфликта в коллективе неизбежно ведет к потере эффективности качества деятельности, возрастанию личной неудовлетворенности у каждого члена коллектива, текучести кадров и других негативных последствий. Такая ситуация нежелательна для любой организации, но абсолютно недопустима в дошкольных образовательных учреждениях.
В системе дошкольного образования практическая деятельность педагогов требует постоянной работы над собой. Именно в дошкольных учреждениях существует намного больше психотравмирующих обстоятельств, которые включают в себя и организационные недостатки, и конфликтные ситуации, и психологические перегрузки и многое другое. Поэтому психокоррекционная работа по профилактике конфликтов между сотрудниками детского сада является необходимой в настоящее время.
Приоритет в разработке феноменологических аспектов конфликта принадлежит зарубежным ученым различных методологических направлений (А. Адлер, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин, Р. Лэнг, Н. Миллер, Дж. Морено, К. Томас, В. Франкл, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
Проблемы конфликта давно разрабатываются и в отечественной психологии. В психологических трудах, посвященных конфликтам, преобладают работы по общей теории конфликтов (А.Я. Анцупов, В.В. Дружинин, В.Н. Кудрявцев и др.), исследования структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н. Сухов), психологических причин (А.Я. Анцупов, В.Г. Зазыкин, Н.С. Нечаева, Т.С. Сулимова и др.), психологических характеристик конфликтных личностей (В.Г. Зазыкин, Е.В. Зайцева., Н.В. Крогиус), ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов).
Проблема профилактики межличностных конфликтов по сути является глубоко акмелогичной, так как в ее основе заложены основные принципы акмеологии: субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, Е.А. Климов, и др.); потенциального и актуального (С.Л. Рубинштейн и др.); оптимальности (В.Г. Асеев, В.А. Бокарев и др.)
Цель исследования: изучение психокоррекционной работы по профилактике конфликтов между сотрудниками детского сада.
Объект исследования: межличностный конфликт.
Предмет исследования: психокоррекционная работа по профилактике конфликтов.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие и основные свойства межличностного конфликта
2. Рассмотреть психокоррекционную работу и ее особенности в профилактике конфликтов
3. Организовать эмпирическое исследование текущих конфликтов в дошкольном учреждении
4. Провести эмпирическое исследование психокоррекционной работы по профилактике конфликтов между сотрудниками в детском саду
5. Проанализировать результаты психокоррекционной работы
6. Дать рекомендации по профилактике конфликтов между сотрудниками
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что психокоррекционная работа по профилактике конфликтов между сотрудниками детского сада способствует снижению конфликтности, агрессивности, изменению поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях.
База практики: детский сад компенсирующего типа № 77. Сотрудники детского сада, участвующие в исследовании имеют возрастной состав от 25 до 40 лет. Количество испытуемых - 35 человек.
Комплекс психодиагностических методик:
1. Тест С. Розенцвейга
2. "Тест руки" Вагнера
3. Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири
4. Стили поведения в конфликтной ситуации К.Томаса
5. Методика определения уровня конфликтоустойчивости

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Список литературы1) Абрамова Г. С. Введение в практическую психологии. Брест. - 1993.
2) Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов) / В.И. Андреев. - М.: Академия, 1995 - 421с.
3) Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов /А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.:ЮНИТИ, 1999. - 551c.
4) Бабосов Е.М. Конфликтология / Е.М. Бабосов. - М.:Академия, 1997 - 235с.
5) Бадалова М. В. Профессиональная рефлексия практических психологов: опыт изучение / / Практическая психология и социальная работа. - 2002. - № 4. - С.28 - 30.
6) Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. СС. 373-394
7) Бодалев А.А. Личность в общении / А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 1983 - 449с.
8) Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1994.
9) Бородкин Ф.М.Внимание: конфликт.2-е изд.- / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1989. - 190 c.
10) Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 200 с.
11) Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 1999
12) Вольфсон Э.Н. Конфликтология / Э.Н.Вольфсон. - Кемерово, 1997 - 637с.
13) Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Ленинград. - 1988.
14) Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта . СПб. : 2005.
15) Данакин Н.С. Конфликты и технология их предупреждения / Н.С.Данакин. - Белгород, 1995 - 324с.
16) Донченко, Е.А. Личность: конфликт, гармония./ Е.А.Донченко, Т.А.Титаренко. - Киев, 1989 - 436с.
17) Дружинин В.В. Введение в теорию конфликта / В.В.Дружинин, Д.С.Конторов, М.Д. Конторов. - М.: Наука, 1989.
18) Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. - СПб: ПИТЕР, 2006 .
19) Ильясов А. О теории и практике в психологии / / Вопросы психологии. - 1989. - № 4. - С.135.
20) Исурина Г.Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
21) Ковачек, П. Предупреждение и разрешение конфликтов / П.Ковачек, М.Малиева - М.: Академия, 1994 - 556с.
22) Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.- 318 с.
23) Латыпов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон: Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология. 1993.М" 2.
24) Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб., 1997.
25) Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко. Л.: ЛГТУ, 1990. 61 с.
26) Немов Р.С. Кн. 1. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688сПсихология детства. Учебник. Под редакцией члена корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: "прайм-ЕВРО-ЗНАК", 2003. - 368 с.
27) Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002 - 510 с.
28) Основы практической психологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В. Панка. - К. - 1999.
29) Официальный сайт Института психологии РАН. - http://www.psychol.ras.ru/
30) Педагогическая библиотека. - http://pedlib.ru/index.php
31) Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений - М.: Академия, 1998. - С. 360 - 362.
32) Повьякель Н. И. Профессиональная рефлексия психолога-практика / / Практическая психология и социальная работа. - 1998. - № 6-7. - С.3-6.
33) Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. - СПб., 1994.
34) Психокоррекция: теория и практика /Под ред. Ю.С. Шевченко. М., 1995.
35) Психологический портал "Флогистон: психология из первых рук". - http://flogiston.ru/
36) Психология общения. Учебник для вузов. - М.: Просвещение. - 2003 г. - 346 с.
37) Психология от "А" до "Я". - http://azps.ru/index.html
38) Психотерапевтическая энциклопедия. - Второй дополненное и переработанное изщдание / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - Санкт-Петербург. - "Питер". - 2002. - С.592 - 593.
39) Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384с.
40) Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990, 2001.
41) Сайт журнала "Вопросы психологии". - http://www.voppsy.ru/news.htm
42) Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - С.246.
43) Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.
44) Электронная библиотека "Куб". - http://www.koob.ru/
45) Яценко Т. С. Основы групповой психокоррекции. М.: 1996.