Вербальные и невербальные средства коммуникации в русском и английском языках 6

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Вербальные средства коммуникации в русском и английском языках 6
1.1. Сущность вербальных средств общения 6
1.1. Совершенствование навыков вербального общения 6
Глава 2. Невербальные средства коммуникации в русском и английском языках 46
Глава 2. Невербальные средства коммуникации в русском и английском языках 48
2.1. Кинесика 50
2.2.Просодика и экстралингвистика 68
2.3. Такесика 73
2.4. Проксемика 77
Заключение 82
Литература 86
ВведениеИзучение вербальных и невербальных средств коммуникации и их взаимосвязи является одной из самых актуальных проблем целого ряда областей знаний. Так, данная тема рассматривается в современном языкознании, в методике изучения и преподавания иностранных языков. Ее изучают также психология и этика делового общения. Кроме того, проблема вербальных и невербальных средств коммуникации питает обширный общественный интерес. Подобный интерес не случаен. Объясняется он, в первую очередь, тем, что умение использовать данные средства коммуникации является залогом успешного личностного и ролевого общения.
Вербальное общение предполагает передачу информации с помощью языка, т.е. в словесной форме. Язык существует и реализуется через речь. Кроме того, для передачи информации по словесному каналу используется соответствующий тон голоса, интонации.
К невербальным средствам общения относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. Они позволяют определить отношение к партнёру по общению, а также отражают психологическое состояние участников общения и служат средством его выражения
Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передаётся читая информация, а по невербальному - отношение к партнёру по общению. Словесное общение занимает в беседе менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств.
Таким образом, чтобы обеспечить эффективность коммуникации, необходимо владение и вербальными и невербальными средствами. Данный факт также объясняет возрастающий интерес к их изучению.
В изучении иностранных языков изучение вербальных и невербальных средств коммуникации является необходимостью, поскольку межкультурное общение предполагает восприятие партнера по общению как представителя другой культуры, менталитета другого типа. А процесс формирования национального менталитета, как и особенностей языка, происходит под влиянием множества условий - исторических, географических, общественно-политических, экстралингвистических и других. Таким образом, для овладения иностранным языком недостаточно знания одного только значения слов и правил грамматики. Необходимо как можно глубже узнать мир изучаемого языка, особенностей его вербальных и невербальных средств коммуникации, представляющих собой национальный феномен.
Все вышеизложенные факты обусловили актуальность темы работы.
Предметом исследования являются вербальные и невербальные средства коммуникации, объектом - особенности вербальных и невербальных средств коммуникации в русском и английском языках.
Цель работы - охарактеризовать вербальные и невербальные средства коммуникации и рассмотреть их особенности в русском и английском языках
Задачи работы, с помощью которых раскрывается поставленная цель:
1. Дать определение вербальных и невербальных средств коммуникации, раскрыть их сущность
2. Изучить возможности совершенствования навыков вербального общения
3. Рассмотреть значение невербальных компонентов коммуникации в русском и английском языках
4. Провести сравнительный анализ использования различных компонентов невербалики в русском и английском языках
Данные задачи легли в основу построения принципа работы. Она состоит из введения, основной части, представленной двумя главами, и заключения. В конце работы приводится список использованной литературы и источников.
Основными методами работы стали следующие:
1. Изучение литературы по теме работы
2. Метод анализа и синтеза - для обработки полученной информации
3. Метод сравнения - позволяющий раскрыть особенности вербальных и невербальных средств коммуникации в русском и английском языках
4. Метод описания - для характеристики отдельных понятий

Следует отметить, что данная тема является одной из самых популярных в науке последних десятилетий, и ее изучением занимается множество авторов. Так, большую популярность в изучении межнациональных коммуникаций имеют имена Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова, Н.А. Бонк. Классикой в изучении особенностей невербального общения стали труды А. Пиза, М.С. Кагана, В.А. Лабунской. Материалы их книг использованы в работе. Относительно новыми являются имена Г. Кретининой, Н. Гончаровой, О. Чуксиной и др.
Кроме того, опорой в работе стали материалы периодических изданий, таких как "Иностранный язык в школе" и "Наука, образование, общество", а также учебные пособия по лингвистике и обучению иностранным языкам, лингвострановедению, психологии, этике и психологии делового общения
Список литературы
1. Бергельсон М. Б. Межкультурная коммуникация как исследовательская программа: лингвистические методы изучения кросс-культурных взаимодействий//Лингвистика и межкультурная коммуникация. Вестник МГУ. Сер.19.- 2001.- №4.
2. Биркенбил В., Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.:Питер, 1997.
3. Блум Ф., Лейзерзон Л. Мозг, разум и поведение. - М.: Мир, 1988.
4. Бороздина Г.В., Психология делового общения. - М.: "Деловая книга"., 1998.
5. Булкин А.П. Изучение иностранных языков в России. Социокультурный аспект // ИЯШ - 1998 - №6.
6. В.П. Конецкая. Социология коммуникации. М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание.- М., 1996.
8. Гаусвард Г. Английский язык для делового общения. - М.: Омега-Л, 2007.
9. Горянина В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2004.
10. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
11. Карасик В.И. Язык социального статуса.-М.:Гнозис, 2002.
12. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.
13. Крейдлин Г. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. - М.: Новое литературное обозрение, 2002.
14. Лабунская В.А., Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 1999.
15. Леонтьев А. А., Психология общения. - М.: "Смысл", 1997.
16. Маклаков А.Г.Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.
17. Морозов В. П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр Искусство и наука, 1998.
18. Мусорин А.Ю. Основы науки о языке: учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2004.
19. Обучение английскому языку: в поисках новых решений: Сб. научных материалов и тезисов докладов ХI межрегиональной научно-практической конференции. - Самара: Издательство СГАУ, 2005.
20. Ощепова В.В. Страноведческий материал на уроках английского языка.//ИЯШ - 1998 - №1.
21. Персикова Т. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: Логос, 2002.
22. Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.
23. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М., 2001.
24. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
25. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.
26. Тер - Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.
27. Халеева, И.И. Интеркультура - третье измерение межкультурного взаимодействия? (из опыта подготовки переводчиков) // Актуальные проблемы межкультурной коммуникации. - М., 1999. - С. 5-15.
28. Холл. Э. Как понять иностранца без слов. - М.: Наука, 1995.
29. Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М: Перспектива, 2005.
30. www. koob.ru. Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов.
31. http://www.bookhere.ru/. Рева В.Е. Деловое общение: электронный учебник для вузов.
32. http://www.bookhere.ru/Паршин А. Теория и практика перевода.
33. http://www.uraledu.ru/node/
34. http://ru.wikipedia.org/ - Википедия. Свободная энциклопедия
35. http://www.homeenglish.ru/