Психология делового общения и управления

Содержание1. Понятие общения 3
2. Специфика делового общения 5
3. Деловое общение и типы личности 9
4. Деловое общение и его роль в управлении трудовым коллективом 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВведениеПервоначально, рассмотрим само социально-психологическое содержание процесса общения. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.
В психологии общение определяется как: 1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самопредъявляется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности [26, с. 244].
Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга [21].
Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты изучения общения [2]:
1) информационно - коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
5) "нормативный" (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реальности функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);
6) "семиотический" (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем - с другой);
7) социально - практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).
Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми [29].
В отечественной психологии множество исследователей занимались изучением проблемы межличностного общения. Б.Г.Ананьев подчеркивал, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. По его определению, общение - как социальное, так и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Б.Г.Ананьев, помимо речевых и неречевых средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону - познание участниками общения друг друга, межличностные отношения, саморегуляцию поступков человека с учетом полученного знания, преобразование внутреннего мира участвующих в общении людей - и указывает на существование постоянных связей между этими частными по отношению ко всему общению процессами [2].
Список литературы
1. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. - М.: "Барс", 1995. - 228 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Спб.: АСТ, 1996. - 398 с.
4. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983.-272 с.
5. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих способностей. // Вопросы психологии. 1997, №2. С. 112-121.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб:, Питер Ком. 1999. - 528 с.
7. Васюра С.А. Особенности интерперсональных отношений подростков с низкой и высокой коммуникативной активностью. // Образование и наука. 2000. №4. - с. 166-177.
8. Воронин В.Н., Н.П.Зазнобина. Основы управленческого взаимодействия.- М.: Изд-во ЦБ РФ., 1994. - 66 с.
9. Воронин В.Н., Савичев В.Л. Развитие навыков делового взаимодействия. - М.: Изд-во ЦБ РФ., 1994. - 74 с.
10. Власова Н.М. Руководство по управлению людьми. - М.:Инфра-М, 2000.-304 с.
11. Вудток М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный мененджер. - М.: Дело, 1991. - 256 с.
12. Гостиничный и туристический бизнес. / Под ред. Чудновского А.Д. - М.: Экмос, 1999. - 352 с.
13. Дарел Шарп Типы личности: Юнговская типологическая модель. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1994 - 128 с.
14. Джини Грехем Скотт Выиграть может каждый. - Киев; Внешторгиздат, 1991. - 192 с.
15. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. / Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
16. Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. - М.: Просвещение, 1988. - 215 с.
17. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.
18. Кричевский Р.Л. Если Вы-руководитель… - М.: Дело, 1996. - 384 с.
19. Кричевский Р.Л., Маржине А.В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом. - Кишинев: "Штиинца", 1991. - 127 с.
20. Методы психологической диагностики /Л.Н.Собчик. Выпуск 3 "Диагностика межличностных отношений". - М. 1990.
21. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб.: Изд-во "Союз", 2000.-576 с.
22. Немов Р.С. Социально - психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 200 с.
23. Обозов Н.Н. Психология делового общения. - СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента, 1997. - 36 с.
24. Опалев А.В. Умение общаться с людьми: Этикет делового человека. - М.: Дело, 1996. - 142 с.
25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 528 с.
26. Психология. Словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. - 494 с.
27. Психологические аспекты управления. / Под ред. Ф.М.Русинова, В.И.Антонова. - М.: Экономика, 1984. - 160 с.
28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. /Под ред. Р.Я.Райгородского. - Самара; Изд-во Бахрах, 1998. - 672 с.
29. Руденский Е.В. Социальная психология. - М.: Инфра-М, 1999 - 224 с.
30. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство. - М.: Юнити, 1999. - 463 с.
31. Федцов В.Г. Культура сервиса. - М: Приор, 2000. - 208 с.
32. Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура делового обслуживания. - М.: Легпромбытиздат, 1989. - 96 с.
33. Хараш А.Я. Руководитель, его личность и деятельность. - М., Знание, 1981. - 156 с.
34. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб, Питер, 1999. - 608 с.
35. Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех: Пер. с нем. - М.: А/О "Прогресс", "Прогресс - Интер", 1993. - 240 с.
36. Шмелев А.Г. Валидность теста менеджерского потенциала // Вестн. МГУ. Сер 14. Психология. 1993. №3. С.23-33.
37. Юнг К.Г. Психологические типы. - М.: 1995. - 674 с.