Понятие "культура речи"56

СодержаниеПонятие "культура речи" 3
1. Правильность 3
2. Коммуникативная целесообразность 4
3. Точность высказывания 4
4. Логичность изложения 4
5. Ясность и доступность изложения 5
6. Чистота речи 5
7. Выразительность речи 5
8. Разнообразие средств выражения 6
9. Эстетичность 6
10. Уместность 6
Характеристика официально-делового стиля 7
Список литературы 9

ВведениеКультура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, в одну из задач которой входит желание произвести хорошее впечатление на собеседника, то есть позитивная самопрезентация. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.
В обиходном значении культуру речи понимают часто как "красивую", содержащую изысканные слова и выражения речь. Иногда можно услышать: "Она так культурно отвечает" или "Он выражается некультурно". Однако это понятие более объемно и содержательно.
Культура речи - это "владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи". Другими словами, культура речи - это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи - правильность и коммуникативная целесообразность. Но этими критериями культура речи не ограничивается. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются: точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность. Рассмотрим все критерии культуры речи более подробно.
Список литературы1. Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим. - М, Просвещение,1989
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Международные отношения, 1993.
3. Дунаевская О.В. Современная деловая речь. - М., 1987.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. - М.: Бек, 1997.
5. Ночевник М. Н. Человеческое общение, М.,Просвещение,1986.
6. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика, М., Просвещение, 1991.
7. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.
8. Социальная психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995.
9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М.: Новый юрист, 1998.
10. Энциклопедический юридический словарь /Под ред. В.Е. Крутских - М.: ИНФРА-М, 1998.