Особенности и перспективы бюджетного планирования в РФ на региональном уровне за 2000-2004г. (по материала Минфина РФ)46

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 6
1.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 13
1.3. ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РФ 32
2.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В 2003-2004 ГГ. 32
2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО МЕТОДА ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В 2003-2004 ГГ. 46
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ РФ 55
3.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2000-2004 ГГ. 55
3.2. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ИХ СВЯЗЬ С МЕХАНИЗМАМИ БЮДЖЕТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА 62
3.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

ВведениеАктуальность, цели и задачи данной дипломной работы обусловлены следующими положениями.
Совершенствование бюджетной системы и системы межбюджетных отношений является составной частью социально-экономических преобразований в России. Успех экономической стабилизации во многом зависит от создания оптимальных форм бюджетных взаимоотношений, четкого механизма выравнивания горизонтальных и вертикальных дисбалансов в бюджетах всех уровней. Формирование такого механизма - непростая задача для любой страны и особенно для России, объединяющей 89 различных по статусу субъектов Федерации: 21 суверенную республику, 6 краев, 50 областей, 3 автономные области, 7 автономных округов и два мегаполиса: Москва и Санкт-Петербург. Территории группируются в экономические районы не столько по экономическому, сколько по географическому признаку. Таких районов - 11, в них входят от 4 до 10 регионов. Как самостоятельный регион учитывается Калининградская область, отделенная от остальной территории России. Субъекты РФ сильно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, национальным и историческим особенностям [2, стр. 3-4].
Существующая система фискального федерализма в значительной степени определяет экономическую политику, проводимую региональными властями. Налоговые полномочия регионов, порядок распределения федеральных налогов между центром и регионами, стабильность такого рода отношений определяют наличие и интенсивность стимулов к наращиванию налоговых поступлений в региональный бюджет, что может быть достигнуто как за счет увеличения ставок региональных и местных налогов, улучшения налогового администрирования, так и за счет увеличения налоговой базы путем создания условий роста экономической активности в регионе. Точно так же рассматриваемые особенности бюджетного устройства воздействуют на структуру и эффективность расходов бюджетов регионов [3, 4].
Управление расходами бюджета представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем над его исполнением. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности государственных расходов. Меры совершенствования бюджетного процесса могут оказывать локальный эффект, а могут приводить к радикальным изменениям. Именно к таким изменениям приводит внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, или программно-целевого бюджетирования , меняющего в корне не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами [8, 19]. Программно-целевой метод (ПЦМ) формирования бюджетов - это один из самых распространенных бюджетных форматов в мире, который вытесняет так называемый "экономический" (по статьям) метод распределения бюджета. При программно-целевом методе особенное внимание уделяется выполнению программы. И в отличие от других бюджетных форматов ПЦМ связывает ресурсы программы с ее результатами и придает особенное значение понятиям "производительность" и "результативность".
Меры по повышению эффективности государственных расходов актуальны практически во всех странах, независимо от того, исполняется ли их бюджет с дефицитом или профицитом.
На необходимость оптимального расходования средств в условиях предельной ограниченности ресурсов указывалось в бюджетном послании Президента РФ на 2004 г. [9]
Приведенными положениями обусловлена актуальность выбранной темы дипломной работы.
Целью данной дипломной работы является анализ существующих особенностей и перспектив бюджетного планирования в Российской Федерации на региональном уровне за 2000-2004г.
В соответствии с указанной целью при выполнении данной дипломной работы был поставлен ряд взаимосвязанных задач, в соответствии с последовательным которых выстроена структура данной работы:
" исследование основных положений о региональной бюджетной политике в субъектах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;
" изучение сущности и особенностей бюджетного планирования в регионах РФ;
" анализ существующих методов планирования региональных бюджетов и исследование особенностей программно-целевого метода планирования бюджета;
" исследование особенностей применения программно-целевого метода планирования бюджета на примере одного субъекта РФ - Республики Карелия;
" изучение существующих проблем совершенствования существующей в настоящее время системы планирования региональных бюджетов и формулировка предложений и рекомендаций по их разрешению;
" обобщение выводов по проделанной работе.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Список литературы1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (с изм. от 8 декабря 2003 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.
2. Щедров В.И. Методология статистического исследования межбюджетных отношений в Российской Федерации: Дис. на соиск. уч. ст. к.э.н. - М., 1997. - 159 с.
3. Синельников С., Кадочников П., Трунин И., Шкребела Е. Влияние межбюджетных трансфертов на фискальное поведения региональных властей. - М., 2001. - 93 с.
4. Трунин И., Золотарева А., Синельников С. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. - М., 2001. - 464 с.
5. Годин А. М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2002. - 340 с.
6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Г. С. Вечканова. - СПб., Издательство "Лань", 2000. - 352 с.
7. Крохина Ю.А. Правотворчество субъектов Российской Федерации в бюджетной сфере // Журнал российского права. 2001. №5.
8. Бюджетирование, ориентированное на результат: международный опыт и возможности применения в России. - М.: Центр фискальной политики, 2002. - 59 с.
9. "О бюджетной политике в 2004 году" : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2003 г. // Энциклопедия российского законодательства [Электронный ресурс] : для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и экон. специальностей / Компания "Гарант". - спец. вып. справ. правовой системы Гарант. Регион. вып. 5.5: Весна, 2004. - Электрон. текстовые дан. - М.: Гарант-Сервис, 2004. - (Гарант-Студент). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
10. "О бюджетной политике в 2003 году" : Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 1 июня 2002 г. // Энциклопедия российского законодательства [Электронный ресурс] : для студентов, аспирантов и преподавателей юрид. и экон. специальностей / Компания "Гарант". - спец. вып. справ. правовой системы Гарант. Регион. вып. 5.5: Весна, 2004. - Электрон. текстовые дан. - М.: Гарант-Сервис, 2004. - (Гарант-Студент). - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
11. Frederick C. Mosher, Program Budgeting: Theory and Practice with Particular Reference to the U.S. Department of the Army. 80-81. Цит. по: GAO/AIMD-97-46 Performance Budgeting/.Р.7-8.
12. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997. - 784 с.
13. Онищенко В.В. Программно-целевое бюджетирование как метод повышения эффективности бюджетных расходов // Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне / Под ред. А.М. Лаврова. - М.: Издательство "Весь Мир", 2003. - 76 с. (Региональные финансы; Вып. 5). С. 54-57.
14. Налогово-бюджетная реформа // УИС Россия: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: УИС Россия, 2003. - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/fedminecon2003_2005/fedminecon2003_2005060.htm, свободный.
15. Скорнякова А., Обухова Е. Кудрин пошел наперекор Фрадкову // Независимая газета. № 78 (3193) от 16.04.2004.
16. Cценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и на период до 2006 года // УИС Россия: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: УИС Россия, 2003. - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/2004/Budgeting/Federal/ofd/ofd_minecon220903/ofd_minecon220903000.htm#HL_1, свободный.
17. Прогноз территориального социально-экономического развития Российской Федерации на 2004-2006 гг. - М., 2003. - 225 с.
18. Программа социально-экономического развития российской федерации на среднесрочную перспективу (2003- 2005 годы), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р // Российская газета. 2 сентября 2003 г. №173 (3287).
19. Креймер М. Доходы бюджета субъекта федерации и их источники. -Новосибирск, 2003.
20. Кашина Н.В. Налоговый потенциал в системе бюджетного прогнозирования // Финансы. 2002. № 2. С.78-79.
21. Прозрачный бюджет. Как превратить возможность в реальность. - СПб., 2000. - 50 с.
22. Основные положения Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными и муниципальными финансами. - М., 2003. - 59 с.
23. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах // Налоговая перспектива: [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - М.: Налоговая перспектива, 2004. - Режим доступа: http://www.tchirkounov.ru/articles/article.php?id=202, свободный.
24. Дорждеев А. Межбюджетные отношения в РФ: обеспечение единства интересов центра и регионов // Проблемы теории и практики управления. 2000. №4.
25. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов, городов и коммун России и стран Северной Европы: Сб. научных статей по материалам научно-практической конференции / ПетрГУ. - Петрозаводск, 2003. - 320 с.
26. Дюбин В. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов. - Петрозаводск, 2003. - 118 с.
27. Доклад главы Республики Карелия "О положении в республике, выполнении государственных программ, осуществлении внутренней политики и внешних связей Республики Карелия (итоги 2003 года)". - Петрозаводск, 2003. - 75 с.
28. Бюджетное послание на 2004 финансовый год Главы Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия. - Петрозаводск, 2004. - 18 с.
29. Ассекритов С., Широкобокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению // Экономист. 2001. №1. С. 57-65.
30. Ширяев В. Новые инструменты управления бюджетным процессом в регионе // Экономист. 2001. № 6. С. 52-59.
31. Христенко В. Развитие бюджетного федерализма в России: итоги 1990-х годов и задачи на перспективу // Вопросы экономики. 2002. № 2. С. 4-18.