Анализ формирования и управления государственным внутренним долгом36

Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования и управления государственным внутренним долгом 6
1.1 Понятие государственного долга 6
1.2 Управление государственным долгом в Царской России 10
1.3 Внутренний государственный долг и его сущность 17
Глава 2 Анализ формирования и управления государственным внутренним долгом 23
2.1 Правовое регулирование государственного внутреннего долга 23
2.2 Управление внутренним государственным долгом 29
2.3 Анализ динамики государственного внутреннего долга 35
Глава 3 Проблемы и перспективы развития государственного внутреннего долга 44
3.1 Проблемы управления государственным внутренним долгом 44
3.2 Основные принципы и направления государственного внутреннего долга 46
Заключение 51
Список использованной литературы 54
ВведениеАктуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время экономики многих стран характеризуется наличием больших государственных внешних и внутренних долгов. Ни одно государство не обходится без заимствования денежных ресурсов на финансовых рынках посредством государственных внутренних займов, которые выступают в качестве эффективного инструмента преодоления ограниченности налоговых поступлений в бюджет и эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Переход России к рыночной экономике также потребовал от правительства пересмотра основных принципов финансирования бюджетных расходов и перехода к широко используемым в мировой практике безинфляционным методам покрытия дефицитов бюджета. Постепенно роль основного источника денежных поступлений в российский бюджет наряду с налогами (если не принимать во внимание сверх доходов от продажи углеводородного сырья) стали выполнять государственные займы, объемы выпуска которых в условиях экономического роста в стране - постоянно увеличиваются.
Вопрос о государственных долгах связан с самим фактом непосредственного участия государства в экономической жизни общества. Это участие в современных условиях определяется задачей создания антиинфляционного механизма экономического роста, суть которого состоит в обеспечении полной занятости и установления стабильного уровня цен.
Необходимость государственного вмешательства обусловлена тем, что само по себе действие закона стоимости, понуждая хозяйствующие субъекты добиваться максимальной прибыли путем сокращения затрат капитала и повышения качества продукции, не в состоянии разрешать макроэкономические проблемы. Напротив, механизм распределения ресурсов, основанный на стихийном внутриотраслевом и межотраслевом переливе капитала, приводит к нарушению макроэкономического равновесия, к несоответствию между совокупным спросом и совокупным предложением.
Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.
Поэтому очевидно, что нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.
Объектом работы является государственный внутренний долг.
Предмет работы - особенности управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации.
Целью работы является анализ управления государственным внутренним долгом в Российской Федерации и пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели был определен ряд задач:
Дать понятие государственного долга;
Рассмотреть управление государственным долгом в Царской России;
Определить сущность внутреннего государственного долга;
Провести анализ формирования и управления государственным внутренним долгом
Определить проблемы и предложить перспективы развития государственного внутреннего долга.
Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический, монографический.
Проблемами вопроса государственного внутреннего долга занимались такие авторы как: Астапов К.Л., Воронин Ю.С., Колпакова Г.М., Карелин О. В., Шабалин А., Шенаев В.П.
В ходе написания работы в первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования и управления государственным долгом: даны понятие долга, особенности его формирования, рассмотрено управление государственным долгом в период Царской России. Во второй главе рассмотрено правовое регулирование государственного внутреннего долга, управление государственным долгом, а также проведен анализ государственного долга в Российской Федерации. В третьей главе определены проблемы управления и предложены основные принципы и направления управления государственным внутренним долгом.
Список литературы1. Бюджетный кодекс РФ.: Федеральный закон от 31.07.1998№ 145-ФЗ / Российская газета. - 1998.- 12 августа
2. Астапов К.Л. Управление внешним и внутренним долгом в России/ К.Л. Астапов// Мировая экономика и международные отношения.-2007.-№2.-с.26-35.
3. Балацкий Е.В. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е.В. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения.-2008.№2.-с.3.
4. Бескова И.А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы.-2009.№2.-с.72-73.
5. Вавилов А.П.. Внутренние проблемы внешнего долга/ А.П. Вавилов// КоммерсантЪ.- 2006.-№59.-с.3.
6. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю.С. Воронин// Экономист.-2008-№1.-с.58-67.
7. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге/ Н.Гаврилова// Экономист.-2007.-№4.-с.45-48.
8. Государственный долг РФ// Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит/ Г.М. Колпакова.- М.: Финансы и статистика.2005.-с.275-292.
9. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2008.-№5.-с.43-49.
10. Жигаев А. Ю. Система макроэкономических ограничений на размер государственного долга/ А. Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2008.№7.-с.54-61.
11. Карелин О. В. Регулирование международных кредитных отношений России/ О. В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2005.-172с.
12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. Пособие./ Ред. Колпакова Г.М. - 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2006.-496с.
13. Махмутова Э.Х. Законодательная база управления государственным долгом РФ/ Э.Х. Махмутова// Финасы.-2007.-№5.-с.20-22.
14. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом/ Е.С. Подвинская// Финансы.-2006.№3.-с.22-24.
15. Рагозин В. Государственные гарантии - составная часть государственного долга России/ В. Рогозин// Вопросы экономики.-2008.№10.-с. 111-113.
16. Стахович Л.В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом/ Л.В. Стахович, Л.Ю. Рыжаковская// Финансы и кредит.-2009.-№15.-с.56-63.
17. Финансы/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной.- М.: Финансы и статистика. 2005.-501с.
18. Хейфец Б.А. Управление государственным долгом в царской России/ Б.А. Хейфец//Финансы.-2008.-№11.- с.67-70.
19. Хоминич И.П. Из истории государственного долга России/ И.П. Хоминич// Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова.-2006.№4.-с.107-115.
20. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга/А.Шабалин// Экономист.-2007.-№4.-с.50-57.
21. Шенаев В.П. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки.-2008.-№26.-с.1-3.
22. Министерство финансов Российской Федерации/ www.minfin.ru
23. Счётная палата Российской Федерации// www.ach.gov.ru/ bulletins
24. Аналитическая лаборатория "Веди"/www.vedi.ru
25. Центральный Банк Российской Федерации//www.cbr.ru