БИЗНЕС-ПЛАН НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА57

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 6
1.1.1. Планирование стратегии 7
1.1.2. Элементы стратегического выбора 10
1.1.3. Формирование стратегических целей организации 12
1.1.4. Использование метода "сценариев будущего" в стратегическом управлении 15
1.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 17
1.2.1. Обзорный раздел (резюме) 19
1.2.2. Существо проекта 19
1.2.3. Анализ рынка 20
1.2.4. Производственный план 22
1.2.5. План маркетинга 24
1.2.6. Организационный план 28
1.2.7. Финансовый план 29
1.2.8. Оценка риска 31
ГЛАВА 2. БИЗНЕС-ПЛАН НОВОГО ПРОИЗВОДСТВА 33
2.1. РЕЗЮМЕ 33
2.1. СУЩЕСТВО ПРОЕКТА 35
2.1.1. Состав объектов инвестирования. 35
2.1.2. Описание продукта 36
2.3. АНАЛИЗ РЫНКА 38
2.3.1. Оценка ситуации в отрасли. 38
2.3.2. Характеристика емкости рынка. 39
2.3.3. Конкурентный анализ. 40
2.4. ПЛАН МАРКЕТИНГА 41
2.4.1. Оценка рынков сбыта. 41
2.4.2. Ценовая политика. 42
2.4.3. Реклама, связь с общественностью, продвижение товара 44
2.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН 44
2.6. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА 46
2.6.1. Производственные затраты 49
2.6.2. Расчет производственной мощности предприятия. 50
2.6.3. Расчет показателей эффективности деятельности предприятия 57
2.7. ОЦЕНКА РИСКА 59
2.8. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 62
2.8.1. План реализации продукции. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68

ВведениеВ современной быстроменяющейся экономической ситуации не-возможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя их последствий. Планирование стало нор-мой практически для любого предприятия. Результатом функциониро-вания планирования на предприятии является совокупность взаимо-связанных плановых документов. Вершиной всей системы планирова-ния является стратегический план, служащий ориентиром для всех ос-тальных планов. Бизнес-план являясь неотъемлемой составной частью всей системы планирования, служит рабочим инструментом реализа-ции стратегии предприятия.
В России, с развитием рыночных отношений, применение биз-нес-планов начало носить обязательный характер во многих сферах предпринимательской деятельности. Например, в январе 1995г. мос-ковское правительство опубликовало распоряжение, в котором реко-мендовало использовать бизнес-план "в целях совершенствования ме-тодов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций в проектирова-ние и строительство объектов и градостроительных комплексов". Крупные коммерческие банки, в частности "Менатеп", разработали подробные перечни вопросов, на которые нужно ответить в бизнес-плане, как в "необходимом документе".
Бизнес-план является принципиально новым для нашей экономи-ки документом. В традиционном для отечественного планирования технико-экономическом обосновании оценке экономической эффек-тивности проекта отводилось всего несколько страниц текста. Этого было вполне достаточно в условиях централизованно планируемой экономики, где инвестором выступал госбюджет, а своеобразным мар-кетингом занимался Госснаб. В отличие от технико-экономического обоснования бизнес-план детально характеризует все основные аспекты будущего предприятия, в нем анализируются проблемы, с ко-торыми фирма может столкнуться, а также определяются способы ре-шения подобных проблем.
В нашей стране бизнес-план принято рассматривать односторон-не: как план какого-то одного мероприятия (что также верно) или как план организации и развития небольшого предприятия. Но опыт таких крупнейших зарубежных корпораций как "Дженерал моторс", "Тое-та", "Сименс" убедительно показывает, что бизнес-план применим и для управления крупным производством.
Необходимо отметить, что в большинстве публикуемых у нас в стране работ как отечественных, так и некоторых зарубежных авто-ров, бизнес-план подается только как инструмент предназначенный для привлечения инвестиций. В то же время, вопросу о месте бизнес-плана в общей системе планирования деятельности предприятия уде-ляется внимания, как это кажется, недостаточно. Актуальность этой проблемы очевидна - все более возрастающее значение тщательно проработанной стратегии и тактики фирмы и рост масштаба примене-ния бизнес-планирования подтверждают это.
Вообще, бизнес-план можно рассматривать как рабочий инстру-мент реализации стратегии предприятия. Многие руководители недо-оценивают его значение. Они не представляют, насколько наличие хо-рошего бизнес-плана способно помочь им добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет судить, как развивается дело.
Цели разработки бизнес-плана могут варьироваться в широком диапазоне - это может быть получение кредита или привлечение ин-вестиций, открытие нового дела, перепрофилирование существующей фирмы, расширение производства и др. В любом случае эта цель бу-дет являться частью общей стратегии предприятия. Подробнее вопрос о месте бизнес-плана в стратегическом планировании фирмы будет рассмотрен в первой главе.
Важное значение имеет структура бизнес-плана, который пред-ставляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы и т.д. В настоя-щее время существует довольно много различных методик составле-ния бизнес-плана. Хотя внешне эти методики могут сильно отличаться друг от друга, но существуют основные разделы, которые должны присутствовать в любом бизнес-плане. Это, например, исследование и анализ рынка, планы маркетинга, производственный и финансовый планы, оценка возможных рисков и др.
Цель исследований в данной работе - определение места бизнес-плана в общей системе планирования организации, а также, определе-ние его роли в достижении стратегических и тактических ориенти-ров. Эта общая цель и определяет те задачи, решение которых обеспе-чит ее достижение.
Такими задачами, в нашем случае, являются: определение степе-ни разработки данной проблемы; анализ процесса стратегического управления предприятием и выявление той роли, которую играет в этом процессе бизнес-план; нахождение оптимальной структуры биз-нес-плана; рассмотрение бизнес-плана как способа моделирования бу-дущего путем применения программных имитационных моделей; со-ставление бизнес-плана нового направления предпринимательской деятельности и проведение сопутствующих расчетов.
В процессе исследования использовался достаточно широкий круг информационных источников: периодическая литература, моно-графии и брошюры отечественных и зарубежных авторов, а также, информационные ресурсы всемирной компьютерной сети Интернет.
Структурно работа состоит из двух глав - в первой раскрываются теоретические вопросы процесса бизнес-планирования; во второй гла-ве приведен реальный бизнес-план нового производства.
Список литературы1. Законодательные акты
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. - М.: Юридическая лите-ратура, 1995. - 140 с.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. - М.: Юридическая лите-ратура, 1996. - 140 с.
3. Об утверждении положения о составе затрат по производ-ству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли: Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552

2. Монографии, брошюры, статьи, выступления

4. Акуленок Д.Н., Буров В.П. и др., Бизнес-план фирмы. - М.: Гном-пресс, 1998. 88 с.
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гарда-рика, 1998. 296 с.
6. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегиче-ское планирование и анализ эффективности инвестиций - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 1996. 272 с.
7. Пелих А.С. Бизнес-план. - М.: Издательство "Ось-89", 1998. 96 с.
8. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Порш-нева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 1998. 669 с.
9. Управление фирмой. Э.А. Уткин. - М.: Акалис, 1996. 516 с.
10. Уткин Э.А. Бизнес-план. Организация и планирование предпринимательской деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1997. 96 с.
11. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов.- М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел-Синтез"" 1998. 416 c.
12. Чернов В.Н., Эйсер Ю.Н. Бизнес-план. Рабочая книга. Санкт Петербург, 1992. 161 c.
13. Эдвард Блэквелл. Как составить бизнес-план. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1998. 160 с.

3. Периодические издания.

14. Уроки бизнеса. Как и для чего составляется бизнес-план.// Право и экономика. 1994 № 1-7. с 25.
15. Методика подготовки бизнес-планов инвестиционных про-ектов (разработка инвестиционной финансовой группы и Российской финансовой группы)//Российский экономиче-ский журнал. 1994. №4.с 21.
16. Бизнес-планирование//Экономика и жизнь. 1994.
№ 32,33,34.