Роль предмета ОБЖ в системе комплексной безопасности ОУ

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обеспечения безопасности образовательного учреждения 5
1.1. Национальная безопасность РФ 5
1.2. Система обеспечения безопасности московского образования 15
Глава 2. Исследование системы безопасности жизнедеятельности школы № 1003 28
2.1. Исследование системы обеспечения безопасности школы 28
2.2. Преподавание ОБЖ в школе № 1003 41
Глава 3. Пути повышения эффективности системы безопасности школы № 1003 48
3.1. Организационные мероприятия 48
3.2. Повышение эффективности преподавания ОБЖ 56
Заключение 66
Библиография 69



ВведениеБезопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания, природными факторами, антитеррористическую защищенность, в области обеспечения безопасности дорожного движения, экологическую, радиационную безопасность, безопасность в области охраны труда и техники безопасности.
Безопасность образовательного учреждения складывается их многих направлений и представляет собой целостную систему, элементы(направления) которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность учащихся и сотрудников во время образовательного процесса.
Главная задача курса ОБЖ - дать школьникам знания, умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, сформулировать внутреннюю готовность к действиям в экстремальных условиях.
Безопасность - это не столько физическая защита, сколько духовное состояние личности. Поэтому основной результат образовательной деятельности регионального компонента - формирование личности безопасного типа. Структурно - региональный минимум содержания образования определяется основными содержательными линиями:
- безопасность и защита человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни
- основы военной службы
- безопасность жизнедеятельности в регионе.
Целью данной дипломной работы является исследование роли преподавания курса ОБЖ в комплексной системе безопасности образовательного учреждения.
В рамках дипломной работы будут решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты обеспечения безопасности образовательного учреждения;
- рассмотрены проблемы обеспечения безопасности московского образования;
- проведен анализ системы обеспечения безопасности школы № 1003;
- исследованы методы преподавания ОБЖ в данном образовательном учреждении
- предложены пути повышения эффективности системы безопасности школы № 1003.
Предметом исследования является система преподавания ОБЖ в школе и его роль в обеспечении безопасности образовательного учреждения.
Объектом исследования стала комплексная система обеспечения безопасности школы № 1003.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.



Список литературы1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Конвенция о правах ребёнка (1989г.).
3. Гражданский кодекс РФ часть I от 01.01.95 г., часть II от 01.03.96 г.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. утверждена Указом Президента Российской Федерации Д.А.Медведева №537 12 мая 2009 года
5. "Об образовании" от 10.06.92 № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)
6. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года № 5487-1 (в ред. Указа Президента от 24.12.93 № 2288, в ред. ФЗ от 02.03.98 № 30-ФЗ).
7. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 № 125-ФЗ
8. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.98 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.)
9. "Об основах охраны труда" от 17.07.99 г. № 181-ФЗ
10. "Об утверждении федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ.
11. Абрамов Н.Р. Руководство по охране труда. Пособие по обучению отдельных категорий застрахованных. - М.: Изд-во "Безопасность труда и жизни", 2004
12. Андреев С.В. Охрана труда от А до Я. - М., Альфа-Пресс, 2007.
13. Безопасность жизнедеятельности. - М., Юнити-Дана, 2008.
14. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: [учебное пособие для студентов вузов] / П. П. Кукин [и др.].- Изд. 3-е, испр. - М. : Высшая школа, 2004
15. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. для средних спец. учеб. заведений / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С. В. Белова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Высшая шк., 2003. - 357 с
16. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр госсанэпидемнадзора Минздрава России, 2003
17. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. М., 2008
18. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.
19. Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. - М., 2008.
20. Зотов Б.И., Курдюмов В.И. Безопасность жизнедеятельности на производстве. - М., 2008.
21. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. Методическое пособие / Автор - составитель Огарков А.А. - М.: Педагогическое сообщество России, 2005
22. Кравченя Э.М., Козел Р.Н., Свирид И.П. Охрана труда и основы энергосбережения. - М., 2007.
23. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников образовательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологической службы/М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. - 152 с.
24. Масленников М.М. Организация работы по охране труда в образовательном учреждении. - М.: АРКСТИ, 2003.
25. Огарков А.А. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. - М., 2005.
26. Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Полозова. - Мурманск: НИЦ "Пазори", 2003.
27. Охрана труда в образовательных учреждениях: Справочник. Кн.1. - М.: ИФ "Образование в документах", 2004
28. Охрана труда. Справочное пособие. - Мурманск, 2003
29. Панов Е.Г., Григорьев Ю.М. Общие вопросы охраны труда. - М., Феникс+, 2007.
30. Плющ И.В., Склянова Н.А., Шелегин Н.Н. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства. //Сибирский учитель - 2001. - № 1. - с. 13-19
31. Пожарно-технический минимум. Методическое пособие для руководителей и ответственных за пожарную безопасность на предприятиях, в учреждениях и организациях. Под общ. ред. Л.А. Коротчика. - М.: ИРБ, 2003
32. Понамарев Н.Л., Лапин В.Л., Кукин П.П. Безопасность жизнедеятельности: Производственная безопасность и охрана труда. - М., 2008.
33. Примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства Образования Российской Федерации. Приложение №1 Положения о службе охраны труда в системе МО РФ. // Информационный вестник образования. Новосибирск: Управление образования мэрии. - 1997. - № 18. - том 1. - с. 133-161.
34. Соловьев А., Фролов О. Принципы управления охраной труда // Охрана труда и социальное страхование. 2008. N 4. С.32; N 5.
35. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений "Управление развитием школы" /М.М. Поташник, В.С.Лазарев. Под редакцией член-корр. РАО, д.п.н. М.М. Поташника. Москва: Новая школа, 2005 г. - с. 347-350.
36. Цыганков С.Н. Охрана труда в школе. Система работы руководителя. - М.: Учитель, 2007.
37. Щуко Л.П. Справочник по охране труда в Российской Федерации. - М., Герда, 2006.