Информация в древнем мире-курсовая.

СодержаниеВведение……………………………………………………………………...3
1. Фольклор и его разновидности - древнейший способ
передачи информации……………………………………………………….8
2. Живопись, графика и скульптура каменного века
как средства информации………………………………………………….11
2.1 Эпоха палеолита………………………………………………………...11
2.1.1 Характеристика палеолитического искусства……………………...11
2.1.2 Условные знаки нерисуночного характера…………………………14
2.1.3 Трактовка информационного смысла палеолитического
Искусства……………………………………………………………………18
3.2 Первобытное искусство в эпоху мезолита
как демонстрация усложнения человеческой цивилизации…………….21
3.3. Новшества эпохи неолита……………………………………………..30
4. Пиктографическое письмо - предвестник письменности…………….35
Заключение………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………...41
Приложения…………………………………………………………………42
ВведениеПисьменность как средство передачи информации- необходимый акт человеческого общения в современных цивилизациях. Письменность зародилась, прошла становление, развилась, приобрела профессиональные признаки и качества, сформировалась как сфера деятельности под влиянием потребностей человека и общества и в связи с условиями общественного развития.
Информация как результат познания составляла содержание не только непосредственного восприятия реального мира, но и мысленного оперирования объектами материальной действительности и данными практики. При речевом обмене информацией появлялась уже осознанная потребность в действиях и процессах, совокупность которых была зачатками той деятельности, которая со временем стала называться письменностью.
Изучение этих самых "зачатков" письменности в древние времена, а мы имеем наследие в виде памятников археологии, позволяет нам понимать современные средства и способы передачи информации, позволяет нам черпать идеи из копилки изобразительного искусства предшествующих поколений и цивилизаций.
Понятие "дописьменный период" в литературе часто встречается в трудах по истории изобразительного искусства. Изобразительное искусство - специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм; понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры.
Изобразительное искусство с момента его становления в верхнем палеолите, около 30 тысячелетий назад, неоднократно претерпевает глубокие структурные изменения. Морфологические и функциональные изменения, связанные с переходом от палеолитических к мезолитическим и позднее к неолитическим культурным комплексам, завершаются в эпинеолите в процессе становления письменности, использования металла и возникновения первых устойчивых государственных образований. Уподобляющиеся знаку идеопластические формы кикладских идолов (Средиземноморье), ритуальных масок и статуэток в традиционном искусстве Африки и Океании, наскальном искусстве Сахары - предвестье ранних форм иероглифического и рисуночного письма.
Структурные изменения классического периода изобразительного искусства связаны с новой ситуацией: письменность берет на себя функции изображения, становясь наиболее емким носителем информации. В то же время персонификация власти (Древний Египет) стимулирует развитие портрета; меняющаяся картина мира на раннем этапе также нуждается в натуралистических формах. Далее идет классическая известная нам история искусства.
Итак, способами передачи информации в древнем мире в дописьменный период служили средства изобразительного искусства, а именно перечисленные выше: различные виды живописи, графики, скульптуры или знаковые, схематические и миметические (натуралистические) живописные и скульптурные образы - предвестники ранних форм иероглифического и рисуночного письма, а также обширный пласт фольклора. Вот тематический круг, который будет рассмотрен в нашей работе.
Источниками для нашей работы послужили альбомы и труды по истории искусств, где представлены изображения памятников искусства дописьменного периода (с соответствующими комментариями). А также труды по истории фольклора. Но памятники первобытного искусства имеют преимущественное значение для выбранной нами темы.
Первые упоминания об обнаруженных доисторических наскальных изображениях в Северной Африке, Северной Европе, Сахаре датированы в литературе серединой 19 в. Первые предметы мобильного палеолитического искусства - кусочек кости с вырезанными на нем фигурками ланей, найденный во Франции (пещера Шаффо, департамент Вьен), и "жезл" с гравировкой в виде орнамента - в Швейцарии (Бейрие, подножие горы Салев), - также не привлекли внимания ученых. Древнейшими художественными изделиями в Европе в то время считались кельтские. Пещерные рисунки были замечены специалистами до знаменитого открытия Альтамиры, однако они либо не сообщали о них, не сознавая значения находки (1864, палеонтолог Ф. Гарригу), либо не сумели дать им убедительного обоснования (Л. Широн и Ж. Маришер). Первым, кто увидел в них создания доисторического человека, следует признать испанского археолога-любителя Марселлино де Сантуолу.
Международный конгресс археологов и антропологов в Лиссабоне в 1880 официально осудил публикацию Сантуолы как недостойную мистификацию; представление 19 века о том, что искусство является прямым продуктом технического прогресса, изживалось с трудом. Например, первый том Истории искусств, изданный Т. Перро и Ж. Шипье в 1882 году, традиционно начинается с Древнего Египта, однако во Введении к нему авторы впервые делают оговорку о том, что они не уделили внимания "так называемому доисторическому искусству", имея в виду недавние находки Э. Ларте - Г.Кристи в пещерах Перигора.
Перелом в отношении к пещерной живописи наметился после того, как в 1895-1897 Э. Ривьер, а позднее Э. Картальяк обнаружили в пещере Ла-Мут (Лез-Эйзи, Дордонь) рисунки под сталактитовыми наростами. Сразу вслед за тем последовали новые открытия в пещерах Комбарель, Мас-д"Азиль, Фон-де-Гом.
С 1901 по 1933 годы ежегодно приходят сообщения о новых открытиях. Только во Франции в это время обнаружено более двадцати мест с большим количеством памятников первобытного искусства: живописи, рисунков, рельефов. В то же время десятки новых мест найдены в Испании - в Кантабрии, вблизи Средиземноморского побережья, где в 1903-1919 годах были открыты наскальные изображения, относящиеся к эпохе мезолита. В те же годы сообщается об открытии наскальных изображений на территории Швеции, Норвегии, Италии, в Сибири, а также в центральных районах Сахары, Южной и Восточной Африки.
В числе крупнейших ансамблей палеолитического и мезолитического искусства, открытых в 40-50-е годы 20 века: пещера Ласко (Дордонь, Франция, 1940), пещера острова Леванзо (близ Сицилии, 1950), пещера Руффиньяк (Лот, Франция, 1956), новые комплексы в Тассилин-Аджере (Сахара, 1957-1961), Капова пещера (Урал, 1959), пещера Дель-Ромито (Калабрия, 1961). Эти открытия и дальнейшие исследования показывают, что начиная с верхнего палеолита изобразительная деятельность повсеместно сопутствует человеку. Ее следы сохранились там, где существовали природные условия, необходимые для бытования этого вида искусства (гладкие, не подверженные эрозии поверхности камня, пещеры, навесы, естественные красители).
Еще шире топография мобильного искусства: каменной, глиняной, костяной мелкой пластики, резьбы, орнаментированных бытовых и ритуальных изделий, украшений. Постепенно выявляется пестрая мозаика локальных культур, существовавших в дописьменную эпоху от запада Пиренейского полуострова до Камчатки и от Заполярья до Патагонии. В глубинных районах Тропической Африки и Австралии, в Океании, в некоторых местах Северной и Южной Америки эти археологические культуры как бы выходят на поверхность. Каменные орудия бушменов Южной Африки и австралийских аборигенов, верования, обряды, специфические художественные формы некоторых племен, этнических групп Океании и Америки, Арктики и Дальнего Востока еще совсем недавно сохраняли (а иногда и сохраняют) преемственность от культур каменного века.
Памятники традиционного искусства - ритуальные скульптуры Африки, Океании, Сибири становятся объектом этнографических исследований.
Искусствоведческие исследования традиционного искусства появляются позднее. Они прямо связаны с деятельностью европейского (преимущественно французского и немецкого) авангарда - с той ролью, которую сыграло традиционное африканское, а позднее океанийское искусство в стилистике и поэтике художественных течений первой четверти 20 в.
Итогом локальных исследований явилось расширение и углубление географии этнических стилей.
В 1970-1980-х под влиянием английской школы социальной антропологии в этнографии внимание переносится на исследование конкретных социальных факторов. Широкое признание получает новая, "аналитическая", археология, основанная в 60-х годах 20 века Л.Р. Биндфордом, Д.Л. Кларком и Ж. Гарденом. Базирующаяся на математических методах, новая археология утверждает прежде всего необходимость воссоздания культурного контекста, системный подход к реконструкции явлений и процессов. Необходимым считается не только регистрация фактов усложнения, развития, но и вскрытие механизма трансформации исследуемых структур.
Системный подход, воссоздание контекста напоминают о том, что обнаружить истину может лишь "совокупность всех вещей".
Хронологический период рассматриваемой темы - эпоха каменного века, его периоды - верхний палеолит (условно 30000 лет назад), мезолит, неолит, частично энеолит.
Цель этой работы - показать зарождение и развитие способов передачи информации в древнем мире в дописьменный период
Поставленные задачи в работе:
1. описать фольклор как древнейший способ передачи информации
2. показать этапы становления видимых способов информации в каменном веке
3. рассмотреть основы зарождения пиктографического письма


Список литературы 1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. 1.- М.: Культура, 1958.- 478 с.
2. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология.- М.: Взгляд, 2003.- 278 с.
3. Григорович Н. Е. Современное искусство Тропической Африки.- М.: Искусство, 1988.- 267 с.
4. Дирингер Д. Алфавит.- М.: Наука, 1963.- 234 с.
5. Истрин В. А. Возникновение и развитие письма.- М.: Правда, 1965.- 218 с.
6. Кондратов А. М. Книга о букве.- М.: Наука, 1975.- 256 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь /Глав. ред. В. Н. Ярцева.- М.: "Советская энциклопедия", 1990.- 897 с.
8. Мириманов В.Б. Искусство Тропической Африки. Типология. Систематика. Эволюция.- М.: Искусство, 1986.- 367 с.
9. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Москва - Дрезден, 1973.- 456 с.
10. Первобытное искусство /Под ред. Шер А.Я.- Кемерово,: Книж. изд-во "Искусство", 1998.- 347 с.
11. Ранние формы искусства. Сб. ст. /Под ред. Мелетинского Е.М.- М.: Искусство, 1972.- 289 с.