"Цвет и его роль в изобразительном искусстве"

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗРИТЕЛЬНЫЕ И ЦВЕТОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 5
2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ПСИХОЛОГИЮ ДЕТЕЙ 10
3. ЦВЕТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ВведениеС психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр). Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения. Все это говорит о различии у людей механизма восприятия. Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.
Актуальность темы курсовой работы обуславливаются тем, что обучение конкретному виду искусства невозможно без понимания психических механизмов, которые порождают и развивают творческую деятельность.
Многие педагоги и разработчики образовательных технологий для школьников упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот. Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.
Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве - посвящены многие педагогические исследования: Н.А.Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения. Цвет детских рисунков является не только выражением видения ребенком окружающей действительности, но и выражением психических процессов, происходящих в маленьком человеке. Изучение особенностей цветовых выражений в изобразительном искусстве детей представляет несомненную важность для педагогов и психологов.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать роль цвета в изобразительном искусстве.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Определить понятие зрительных и цветовых ощущений человека.
2. Выявить особенности воздействия цвета на психологию детей.
3. Проанализировать цвет как выразительное средство изобразительной деятельности детей.
Объектом курсовой работы является изобразительная деятельность детей. Предметом курсовой работы является изучение цвета как выразительного цвета в изобразительной деятельности школьников.
В работе использовалась научная и методическая литература по общей психологии, психологии школьника, методике преподавания ИЗО, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемых источников.
Список литературы1. Азимов А.Человеческий мозг. От аксона до нейрона / Пер. с англ. А.Н. Анваера. - М.: ЗАО Центр-полиграф, 2003. - 461 с.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс; 1974. - 392с.
3. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. - Л., 1978. - 326с.
4. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - М.:Реч, 2005. -147с
5. Белошистая, А. В. Развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях ручным трудом / А. В. Белошистая, О. Г. Жукова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - N 2. - С. 12-16
6. Вафина, Е. А. Эмоциональное восприятие ребенком цвета : (анализ художественной деятельности детей) / Е. А. Вафина // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - N 2. - С. 35-37
7. Ворсобин В.Н., Жидкинf В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций ребенком // Вопросы психологии. - 1980. - Т. 3. - С. 121-124.
8. Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства.- М.: Учебная литература, 2002. - 208 с.
10. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 413 с.
11. Дмитриева Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2007. - 128с.
12. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 3 класса четырехлетней нач. шк. 3-е изд.- М.: Ассоциация 21 век; АО "Московские учебники и Картолитография", 2000. - 224 с.
13. Маклаков А. Г. бщая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.
14. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика 1981. - 86с.
15. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006.- 374 с.
16. Руденко В.Е. Цвет, эмоции, личность // Динамика психических состояний в норме и патологии. - Л., 1980.
17. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и взрослых /Пер. с англ. М.Д. Лахути. - М.: ООО "Росмен-издат", 2000. - 386 с.
18. Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства // Тр. Всеросс. науч. конф. - М., 1949.
19. Ячник, Ю.А. Методика преподавания ИЗО, - М.: Аст, 2009. - 376с.
20. Яценко, Т.А. Волшебный мир детского рисунка, - СПб.: Питер, 2009. - 332с.