История собирания и изучения детского фольклора 11 2010-40

СодержаниеВведение 3
1. Общая характеристика детского фольклора 5
1.1 Различные подходы к содержанию понятия "детский фольклор" 5
1.2 Художественные особенности фольклора для детей 6
2. История собирания и изучения детского фольклора 11
2.1 Собирание и издание 11
2.2 Изучение фольклора 12
3. Классификация детского фольклора 24
Заключение 32
Список литературы 33
Приложение 36
ВведениеФольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.
Основная масса произведений устного народного творчества возникли в глубокой древности, однако и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки, говорим заклинания и еще многое другое.
Как было уже замечено ранее, своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности, а если имело, то было уделом единиц - образованных шаманов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Именно ему посвящена данная работа. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
Актуальность работы заключается в том, что сегодня детский фольклор - обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор (это "поэзия пестования", т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Современное осмысление категории "детский фольклор" требует осознания его специфики, для выявления которой недостаточно рассмотрение детского фольклора лишь в русле народной традиции и народной педагогики. Для этого необходимо равноценное внимание к обоим словам понятия "детский фольклор".
Несомненно, детский фольклор - прежде всего фольклор, он принадлежит культуре традиции, в основе которой типологическая преемственность и типологическая повторяемость. Детский фольклор не может рассматриваться вне общей теории фольклора, теории жанров, генезиса и мифологии, исторической поэтики.
Цель данного исследования - изучить понятие, собирание, изучение и классификацию детского фольклора. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
" Дать общую характеристику детского фольклора;
" Проследить историю собирания и изучения детского фольклора;
" Рассмотреть различные классификации детского фольклора.
Структура работы - данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Список литературы1. Азбелев С.Н. Основные понятия текстологии в применении к фольклор-ному материалу // Принципы текстологического изучения фольклора / Отв. ред. Б.Н. Путилов. - М., 1991.
2. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. - Саратов, 1966.
3. Аникин В.Н. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя. - М., 1977.
4. Аникин В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для вузов. - М., 1987.
5. Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. - М., 1996.
6. Аникин В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия. - М., 2006.
7. Аникин В.П. Фольклористика как филологическая дисциплина // Методологические проблемы филологических наук: Сб. научн. трудов. - М., 1987.
8. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
9. Белов В.И. Очерки о народной эстетики. - М., 1989.
10. Богатырев П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства: Сб. ст. - М., 1971.
11. Василенко В.А. Детский фольклор. - М.: Высшая школа, 1978.
12. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публ. А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики / Отв. ред. А.А. Горелов. - Л., 1978.
13. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1996.
14. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.
15. Горький М. О литературе. - М., 1961.
16. Громыко М.М. Мир русской деревни: книга о культуре русских крестьян XVIII-конца XIX века. - М., 1991.
17. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - СПб., 1994.
18. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства / Отв. ред. Л.И. Емельянов. - М., 1986.
19. Детский поэтический фольклор: Антология / Сост. А.Н. Мартынова. - СПб., 1997.
20. Емельянов Л.И. В поисках предмета изучения // Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. - Л., 1978.
21. Капица О.И. Детский фольклор: Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 1928.
22. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., 1989.
23. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре. - М., 1988.
24. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, 1985.
25. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. - М., 1987.
26. Методические указания по собиранию фольклора. - М., 2004.
27. Мир детства и традиционная культура: Сб. науч. тр. и материалов / Сост. С.Г. Айвазян. - М., 1994.
28. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1: Мла-денчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. В.П. Аникина. - М., 1991.
29. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. Репринт. воспроизвед. изд. 1895 г. - СПб., 1994.
30. Померанцева Э. В. Собирайте фольклор. - В кн.: Померанцева Э. В. О русском фольклоре. - М., 1977.
31. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. - М., 1976.
32. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. - СПб., 1987.
33. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Русский детский игровой фольклор: Книга для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М., 1995.
34. Русский детский фольклор Карелии / Сост., подгот. текстов, вступ. ст., предисл. С.М.. Лойтер. - Петрозаводск, 1991.
35. Савушкина Н.И. О собирании фольклора. - М., 1974.
36. Соколов Ю.М. Русский детский фольклор. - М., 1991.
37. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. - М., 2001.
38. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. - Ульяновск, 1995.
39. Чистов К.В. Введение // Русское народное творчество: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Г. Богатырева. - М., 1966.
40. Чичеров В.И. Русское народное творчество: Учеб. пособие. - М., 1989.
41. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1963.
42. Школьный быт и фольклор: Учеб. материал по рус. фольклору: В 2 ч. / Сост. А.Ф. Белоусов. - Таллинн, 1992.