Жизненный и творческий путь В. Л. Боровиковского в контексте эпохи

СодержаниеВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава 1. Жизненный и творческий путь В. Л. Боровиковского в контексте эпохи
1.1. Общая характеристика второй половины 18 - начала 19 вв.............7
1.2. Творчество В.Л. Боровиковского и его оценка современниками и потомками...................................................................................................10

Глава 2. Портрет Великой княжны Александры Павловны
2.1. Личность и судьба Великой княжны........................................................17
2.2. Искусствоведческий анализ портрета......................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................25

ЛИТЕРАТУРА.....................................................................................................27
ВведениеЭпоха конца XVIII - начала XIX вв.дала нам немало имен из области искусства, тех людей, которые обогащали и прославляли культуру России, оставляя потом редчайшие жемчужины своего творчества. Среди них и имя В.Л. Боровиковского - мастера русской живописи, известного портретиста второй половины 18 века, наследие которого - целая портретная галерея - является одним из ценнейших памятников русского искусства.
В обширнейшей галерее лиц, изображенных кистью Боровиковского, есть работы разного значения и разного достоинства. Соответствие модели с настроением и дарованием художника, большее или меньшее вдохновение, как всегда и всюду, отражаются в этих работах. По выставкам и в частных руках нам известны исключительного достоинства: портрет девочек, дочерей Львова (собственность великого князя Сергея Александровича, занявший первое место на выставке картин из частных собраний в Москве в 1892 г.), г-жи Мелиссино (выставка в д. Строганова весною в 1897 г.), и замечательный по смелому реализму портрет Державина (собственность гр. Капниста, в Полтавской губ.). Широко известны и созданные художником портреты августейших особ: Екатерины II, Великих княжон Елены, Марии и Александры.
Безусловно, о творчестве Боровиковского упоминается во всех трудах по истории русского искусства, и прежде всего XVIII века . Его творчество освещается в трудах по теории и истории искусств , работах по критике А.Г.Верещагиной , научно-исследовательских трудах Г.Г.Поспелова , Д.В. Сарабьянова , эстетических и философских трактатах И. Винкельмана , Декарта , Руссо и др.
В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 - 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи "О состоянии художеств в России" в "Северных цветах" за 1826 г., затем последовали сочинения П.Н. Петрова и В. Горленко , в которых были помещены: первая полная биография, первый список работ, первая публикация писем). Огромное значение имела работа А.Н. Бенуа, считавшего, что Боровиковский по технике превосходит более нервного и менее ровного Левицкого, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что он оставляет позади себя и Давида, и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. "Самобытный, оригинальный, чисто русский талант" .
Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т.В. Алексеевой "Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII- XIX веков", в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления; дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника; представлена атрибуция портретов, история их создания, биографии моделей; разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера .
Как справедливо пишет Т.В.Ильина, уделяя достаточное внимание творчеству В.Д. Боровиковского: "Рубеж XVIII-XIX веков - время не только наивысшей славы Боровиковского, … но и появления новых тенденций в его искусстве. Классицизм достигает своих высот, и в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, строгой пластичности, почти скульптурности форм; к усилению объемности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов" . Живопись Боровиковского окрашивается в сентиментальные тона, сообщая особую задушевность образной структуре портретируемого образа.
Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете "Великой княжны Александры Павловны" Боровиковского, написанном в 1776 году.
Целью данной работы является рассмотрение образно-стилистических особенностей, композиционных закономерностей портрета "Великой княжны Александры Павловны" в творчестве В.Л.Боровиковского, выяснение его специфики в общем контексте развития как портретного творчества мастера, так и русского искусства второй половины 18 в.
Объектом исследования является процесс искусствоведческого анализа предмета живописи.
Предмет - портрет Великой княжны как яркий образец позднего периода творчества В.Л. Боровиковского
Задачи:
1. Рассмотреть основные характерные особенности эпохи рубежа XVIII-XIX вв., повлиявшие на становление творческой манеры В.Л. Боровиковского;
2. Определить основные периоды его жизни и творчества;
3. Выявить специфические черты, присущие портрету "Великой княжны Александры Павловны" и определить характер связи произведения живописи с моделью.
4. Сделать вывод о значении творчества В.Л. Боровиковского для истории русского искусства.
Отметим, что, несмотря на имеющую исследовательскую базу по творчеству художника, оно, на наш, взгляд, все же является недостаточно изученным, а потому практическая ценность нашей работы состоит в том, что материал, представленный здесь, может служить для дальнейшего знакомства с наследием В.Л. Боровиковского в частности и с искусством рубежа веков в целом.
Список литературы1. Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII-XIX веков. М., 1975.
2. Брук Я.В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990.
3. Верещагина А.Г.Русская художественная критика 20-х гг. 19 в. Очерки. М.,1997
4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Евангулова О.С. Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII века. М., 1994.
6. И.С.Куликова Русская живопись 19 в. М.,1997
7. Иванов А.Б.Сквозь жемчужную дымку /\рассказы о художниках М.: Просвещение, 1988
8. Ильина Т.В.Русское искусство XVIII века. М.: Высшая школа, 2001.
9. Императорская Академия Художеств. Вторая половина XVIII первая половина XIX века. М.: Изобразительное искусство, 1997.
10. История искусства народов СССР. Том. 4 Искусство конца 17 - 18 веков. Под редакцией А.Ю. Нурок и М.А. Орловой. М.: Изобразительное искусство, 1976.,
11. История русского искусства. Т.8., кн.1. М.,1963
12. Лужецкая А.Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало ХХ века. М., 1965.
13. Марисина И.М. Россия - Франция. Век восемнадцатый. М., 1995.
14. Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Портретная миниатюра из собрания Государственного Русского музея. XVIII - начало ХХ века. В 2-х т Л., 1979.I
15. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977.
16. Поспелов Г.Г.Русское искусство 19 в. Вопросы понимания времени. М.,1997
17. Русская жанровая живопись 19 - начала 20 века. М., 1964
18. Русское искусство второй половины 18 - первой половины 19 в. Материалы и исследования. М.,1979.
19. Сарабьянов Д.В.Русская живопись 19 в. среди европейских школ. М.,1980
20. Турчин В.Эпоха романтизма в России М.,1981