Иконография Святого Иеронима в гравюрах Дюрера. Особенности техники1

СодержаниеВведение
Глава 1 Биография и творчество Альбрехта Дюрера
Глава 2 Техника иконографии Св. Иеронима

ВведениеВведение
А?льбрехт Дю?рер (нем. Albrecht D?rer, 21 мая 1471, Нюрнберг - 6 апреля 1528, Нюрнберг) - великий немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса. Кроме того, по праву признается искусствоведами основоположником искусства немецкого Возрождения, поскольку в творчестве своем выразил в самых актуальных и непривычных образах предчувствие всемирно-исторических перемен, воплотил гуманистические представления о смысле жизни и задачах искусства, и к тому же он был очень изящным и наблюдательным теоретиком искусства и рисовальщиком. Поскольку расцвет искусства немецкого Возрождения совпал с расцветом творчества самого Дюрера, то во многих научных трудах, посвященных работам талантливого немецкого живописца, его эпоха именуется как эпоха Дюрера.
В искусствоведении довольно много работ, посвященных изучению творчества А.Дюрера в разных аспектах. Много исследований посвящено изучению биографии художника через призму историко-общественных событий того времени, либо тщательному разбору его научных трактатов. В других научных трудах скрупулезно анализируется его богатое и разнообразное творчество. Таким образом, можно проследить, что какие-то работы рассматривают Альбрехта Дюрера как художника, гравировщика, деятеля искусства, другие же показывают его как ученого. И все же, несмотря на обилие серьезных научных трудов, раскрывающих нам незаурядность личности и недюжинности таланта немецкого рисовальщика, данная тема не утрачивает своей актуальности и поныне, поскольку сама эпоха Ренессанса представляет собой богатейший материал для изучения. Тем более, что вопрос относительно немецкого Возрождения не столь однозначен, как например, тема итальянского Ренессанса. В среде исследователей до сих пор не существует единого мнения - что же собой представляет искусство немецкого Возрождения.
Так, в одной из исследовательских работ недавнего времени говорится о том, что "по утверждению одних ученых процесс становления нововременного европейского сознания связан с реализацией именно североренессансных (и прежде всего немецких) гуманистических доктрин; что именно североренессансный гуманизм стал пролагателем путей для формирования новой протестантской этики, явившейся, по утверждению М. Вебера, духовной санкцией и одновременно реабилитаций всех видов человеческой деятельности (и прежде всего - экономической).

С другой стороны, в ходе дискуссии, развернувшейся в конце XIX-первой половине XX вв. (в связи с т.н. "кризисом историзма" и последующим медиевалистическим поворотом), сформировался взгляд на немецкий Ренессанс (имеется в виду точка зрения В. Пиндера, Г. Вейзе, Ф. Винклера, К. Нейманна, В. Воррингера, Е. Стржиговски) как на некий чудовищный фантом, скрывающий за своими псевдо-очертаниями эпоху "истинно-немецких" ценностей - готическое средневековье. Таким образом, "главными эпохами, фигурирующими в этом контексте, эпохами, образы которых становились предметом рефлексии, были Ренессанс и средневековье. Отношение этих эпох мыслилось прежде всего как противоположность: Ренессанс рассматривался как преодоление средневековья и тем самым как начало Нового времени", того самого нового времени, которое для антиисторицистов есть воплощение бездуховного индивидуализма и всеобщей релятивизации ценностей. О подобном отношении к Ренессансу свидетельствует опубликованный еще в 1915 г. манифест германиста Р. Бенца под заголовком "Ренессанс - проклятие немецкой культуры".
Существует и третий вариант истолкования сути и роли немецкого Возрождения, представленный в исследованиях последней половины XX в. Имеется в виду своего рода "микроисторизация" проблем немецкого Ренессанса, выразившаяся в "переворачивании" наиболее распространенного у историков подхода, когда "исследователь в своем анализе отталкивается от глобального контекста, полностью определяющего место текста и его интерпретацию" и начинает, "напротив, с собирания воедино множества контекстов"; при этом предполагается, что в разъяснении культурно-исторического прошлого особенно эффективным является исследование опыта ограниченной социальной группы или даже одного индивида. О наличии подобной тенденции свидетельствует появление в немецкой исследовательской практике таких работ, как "Образ больного ребенка в живописи и графике позднего средневековья" Г. Дозе или "Бахус в Ренессансе" А. Эммерлинг-Скала. Конечно же, академическая историография продолжала присутствовать в "проблемном поле" исследований по немецкому Возрождению (тем более что до 90-х гг. мы имели дело практически с двумя немецкими историографиями - ФРГ и ГДР)."
Но как бы то ни было, для искусствоведов Дюрер остается чрезвычайно плодотворным и талантливым мастером, исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства. Нас интересует иконографическое направление искусства Дюрера, так как оно занимает важнейшее место в творческом наследии немецкого художника.
Объект исследования - иконографические работы, как образец необычайного дарования и возможностей немецкого художника Возрождения. Предметом исследования нашей работы - техника иконографии в изображении Святого Иеронима в творчестве Дюрера как один из способов выражения мыслей, интересов и задач художника.
Цель нашей работы - выявить специфику немецкой иконографии в работах Альбрехта Дюрера, рассмотреть особенности техники изображения. Несмотря на обилие искусствоведческих трудов, посвященных анализу творчества А. Дюрера, работ по рассмотрению именно особенностей техники в иконографии Святого Иеронима в мировой литературе пока не много.
Иконография (от греч. eik?n - изображение, образ и графия - писать) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы были порождены возникшей в древности связью искусства с религиозным культом и ритуалом. Обязательность соблюдения правил иконографии устанавливалась с целью облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы образно-наглядного изображения с господствующей теологической концепцией (иконография богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). На протяжении веков, с обогащением искусства новым содержанием, иконографические схемы постепенно менялись. Обмирщение искусства, развитие реализма и творческой индивидуальности художников (в Европе в эпоху Возрождения) обусловили как свободу истолкования старых иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.
В искусствознании иконография - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении каких-либо персонажей (реальных или легендарных) или сюжетных сцен. Метод иконографии сложился в 1840-х гг. во Франции и Германии как средство изучения средневекового искусства, его источников, связей с религиозными и литературными явлениями путём истолкования символики, аллегорий, атрибутов и т. д. В конце 19 - начале 20 вв. русский историк искусства Н. П. Кондаков использовал метод иконографии для изучения византийских традиции в средневековом русском искусстве. Американский учёный Э. Панофский выдвинул иконографию как основу так называемого иконологического метода исследования сюжетной стороны произведений искусства, чтобы определить их значение и смысл в контексте данной культуры, выявить отражённые в них черты миросозерцания. Обращение к иконографии не как к самоцели, а сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетических аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения.
Хронология нашего исследования начинается с последней трети XV и заканчивается первой третью XVI вв., - тем периодом, на который приходятся годы жизни Альбрехта Дюрера. Это время серьезных социально-экономических и идеологических изменений в жизни Германии, связанных с зарождением Реформации, немецким Ренессансом, гуманистическим движением, социальными противоречиями, прежде всего мощными крестьянскими выступлениями, втягивавшими в свою орбиту все недовольные своим положением и оппозиционные старому порядку общественные силы.
Альбрехт Дюрер оставил после себя богатое наследие - это живописные произведения и графические зарисовки, которые создавались художником в самые разные периоды его жизни. Творчество его можно поделить на два плана - светский (различные акварели пейзажного типа и портреты), и религиозный (картины на библейские сюжеты). Многочисленные автопортреты и портреты современников являются весьма важным источником изучения эволюции представлений мастера о достоинстве, самосознания личности. Ценность его гравюр на дереве и резцовых гравюр на меди, свободных зарисовок заключается в том, что они отражают видение художником модели и пейзажа в какой-то определенный момент действительности.
В первой главе мы сделаем краткий обзор всего творчества Дюрера для того, чтобы проследить четкую динамику расцвета творчества мастера, который приходится на конец XV в., 1510 - 1515, 1520-е гг. - годы, когда художник создает свои самые известные произведения. Во второй главе мы подробно рассмотрим специфику иконографии в изображениях Святого Иеронима, проанализируем методы и технику работы немецкого мастера, и в заключении изложим выводы.








Список литературы1.Гурьянова Татьяна Николаевна. Культурно-исторические предпосылки специфики немецкого Возрождения
2.Большая советская энциклопедия
3.Диесперов А.Блаженный Иероним и его век. София. - М: Тип. К. Ф. Некрасова, 1914. - Январь, № 1. - С. 71-110. - 1 л. ил.
4.Т.Манн. Собр. Соч. в 10-ти томах. Изд. М., "Госиздат", 1961г., Т. 5, с. 686
5.Гурьянова Т.Н. Проблема немецкого Возрождения в зарубежной историографии / Т.Н. Гурьянова // Научная сессия. Аннотация сообщений.
- Казань, 2007. - С.137
6.Черниенко И.Б. Германия на рубеже XV - XVI вв. Эпоха А. Дюрера и ее видение в творчестве Дюрера: дис. … канд. историч. наук. Пермь, 2004

7. Кислых Г.С. Альбрехт Дюрер. М., Советский художник, 1972 г.

8. Гравюры Альбрехта Дюрера. М., Русский язык, 1984 г.
9. Панофски Эрвин. Альбрехт Дюрер, 1943 г.