Шартрский собор.

СодержаниеВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….2
Глава 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СОБОРА В ШАРТРЕ …………………………………………………………………………5
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА 11

ГЛАВА 3. БИБЛИЯ В КАМНЕ ……………………………………………….15
3.1. Врата ……………………………………………………………………….15
3.2. Резные лики святых ………………………………………………………...28
3.3. Система витражей…………………………………………………………..34
3.4. Внутреннее убранство ……………………………………………………..39
3.5. Лабиринт ……………………………………………………………………43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Приложение А 48
Приложение Б 49
Приложение В 50
Приложение Г……………………………………………………………………51
Приложение Д…………………………………………………………………....52
Приложение Е ………………………………………………………………….53
Приложение Ж …………………………………………………………………54
Приложение И……………………………………………………………………55
Приложение К……………………………………………………………………56
Приложение Л…………………………………………………………...………57
Приложение М……………………………………………………………...……58
Приложение Н………………………………………………………...…………59
Приложение П………………………………………...…………………………60
Приложение Р………………………………………………...…………………61
Приложение С…………………………………………………...………………62
Приложение Т…………………………………………………...………………63
Приложение У…………………………………………………..………….……64
Приложение Ф……………………………………………………..……….……65


ВВЕДЕНИЕ
ВведениеШартрский собор - этот величественный собор получивший название Нотр-Дам де Шартр посвященный Деве Марии, он расположен в старинном городе Шартр, что в 90 км от главной столицы Франции, Париж. История Шартра восходит к середине I тысячелетия нашей эры. Именно в этот временной период относится строительство первой католической церкви.
Собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. Он строился почти полтора века, в нем участвовало примерно 5 разных архитекторов и инженеров. В том числе тут хранится самая священная реликвия - Покров Девы Марии хранящийся в ларце.
Главная задумка и мечта этого сооружения принадлежит епископу Жильберу. Епископ Жильбер вел реконструкцию здания, превратив его в настоящий городской кафедральный собор.
Период становления и расцвета готического стиля характеризуется не только созданием выдающихся мировых шедевров, но и отражает переломные моменты в социальной, религиозной и политической жизни того времени. Именно этим и объясняется интерес детального изучения и понимания, как в эпоху средневековья возникло готическое искусство, как оно развивалось и влияло на все значимые общественные и религиозные институты, ведь эти представления и восприятия живы и сегодня, а их история насчитывает уже несколько веков.
Хронологические рамки данной работы охватывают период конца XII века. Именно в этот период происходило формирование и расцвет готического стиля в средневековой культуре.
Шартрский собор продолжает оставаться загадкой. По сути, он один сплошной секрет, уравнение со многими неизвестными, только не записанное на бумаге, а воплощенное в камне и витражах. Спустя 800 лет после того, как собор был построен, его красота по-прежнему ошеломляет. Христиане продолжают проводить в нем богослужения, а архитекторы и историки посещают собор в попытке разгадать его тайну.
Источники и историография. Исследованию строительства и оформления интерьера, а так же экстерьера Шартрского собора были посвящены научные работы российских и зарубежных авторов.
К примеру - тематика соопределения мест строительства и космической теории рассматривалась в работе Луи Шарпантье (The Mysteries Chartres Cathedral. 1972), посвященной Шартрскому собору. Он указывает, что в результате изучения карты Франции видно, что в северной Франции расположение соборов и церквей, посвященных Деве Марии, примерно соответствует расположению основных звезд созвездия Девы. Составленная Шарпантье диаграмма была использована для создания карты, по которой можно проследить связь между звездами и соборами.
Даниэль Готье в своей статье "Карты вечности" также упоминает о предположении, что размещение на территории Франции соборов, посвященных Деве Марии, дублирует расположение звезд в созвездии Девы.
Очень часто в готической архитектуре встречаются изображения астрологической символики, зодиакальных знаков. Помимо своего основного значения они могут символизировать "деяние вращения" алхимии и тождественное им в обозначении сублимации. Антуан Жозеф Пернети в своей работе (Dictionnaire mytho-hermetique. 1758) соотносил двенадцать знаков Зодиака с двенадцатью ступенями алхимического Великого Делания, причем Овен соответствовал первой ступени, прокаливанию, а Рыбы - последней, трансмутации.
О том, что Шартрский собор посвящает в символизм двух эзотерических групп; первая из них была связана с друидами, вторая вела начало от христианской школы ХII века, пытавшейся соединить мудрость раннего христианства с арабской астрологией идет речь в работе исследователя Чарльза Уокера (Atlas of Secret Europe: А Guid to sities of Magic and Mystery New York, Dorset Press, 1990.) который указывает , что в настоящее время можно увидеть целую серию эзотерических и оккультных символов, расположенных на западном фасаде собора.
Исследованием работ мастеров французской готики в целом и в частности рассмотрением создания и оформления Шартрского собора занимались так же и русские исследователи. Рассмотрению данного вопроса были посвящены работы: Воронцова А.И. ("Экскурс мировых достопримечательностей"), Гуревич А.Я. ("Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства"), Лясковской О.А. ("Французская готика XII- XIV веков"), Муратовой К.М. ("Мастера французской готики ХII-ХIII веков").
Целью работы является анализ развития готического стиля во Франции на примере Шартрского собора.
Задачами работы являются:
1.Исследование предпосылок возникновения Шартрского собора и отображение этапов его строительства.
2.Выявление символического значения готического искусства на примере витражей Шартрского собора.
3. Описание скульптур Шартрского собора.
4. Охарактеризовать оформление ворот входных порталов собора.
5.Исследование экстерьера и интерьера Шартрского собора.
6. Рассмотреть символическое значение лабиринта в соборе.
Объектом исследования является процесс развития готической архитектуры Франции.
Предметом исследования выступает Шартрский собор.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список литературы и три приложения.


Список литературы1. Большая художественная энциклопедия. II том. Издательство "Вече". М., 1998. 783 с.
2. Бычков, В.В., Бычков, О.В. Эстетика / В.В. Бычков, О.В. Бычков. М.: ИНФРА-М, 2003. - 418 с.
3. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Изд-во " Вече". М., 1999. 469 с.
4. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., Искусство,1990. 395 с.
5. Дзуффи, С. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет / С. Дзуффи. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 517 с.
6. Дюби Ж. Европа в средние века. Издательство "Ладомир". 2002. 379 с.
7. История культуры народов мира. Герман Рейтс: Пламенеющая готика. Европейское Средневековье. Изд-во "Рипол-Классик". М., 2005. 368 с.
8. Искусство Средних веков. Искусство готики - электронный альбом на CD, электронное издательство "Директмедиа", М., 2008.
9. Кох, В. Энциклопедия стилей / В. Кох; пер. с нем. - М.: ЗАО "БММ", 2006. - 528 с.
10. Лясковская О.А. Французская готика XII- XIV веков. Изд-во "Вече". М., 2003. - 327 с.
11. Муратова, К.М. Мастера французской готики ХII-ХIII веков / К.М. Муратова. - М.: Искусство, 1988. - 431 с.
12. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, прикладное декоративное искусство. Советская энциклопедия, - М.: Прогресс, 1986. - 541 с.
13. Поспелов, Г.Г. Очерки истории искусства / Г.Г. Поспелов. - М.: Советский художник, 1987. - 327 с.
14. Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации. Европейский альманах: История. Традиции. Культура. - М., 1993. - 458с.
15. Садохин А.П. Мировая художественная культура. Изд-во "Академический проект". М., 2007. 764 с.
16. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л. П., Федосик В. А. Средневековый мир в терминах, именах, названиях. Минск: "Беларусь", 2001 - 400 с.
17. Тяжелов, В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе / В.Н. Тяжелов. - М.: Искусство, 1981. - 431 с.
18. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб.: Издательство Чернышева, 1993 - 322 с.
19. Эндрю Мартиндейл. Готика. Изд-во "Гелиос". М., 2001. 234 с.