Значение архитектуры как явления массовой культуры34

СодержаниеВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Понятие процесса коммуникации, коммуникативные модели
§ 1. Понятие процесса коммуникации………………………………………...5
§ 2. Коммуникативные модели………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Значение архитектуры как явления массовой культуры
§ 1. Понятие архитектуры ……………………………………………………10
§2. История развития архитектуры…………………………………………12
ГЛАВА 3. Архитектура с точки зрения коммуникации
§1. Коммуникативная функция архитектуры……………………………..17
§ 2. Реализация коммуникативных моделей в архитектуре……………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………23
ВведениеАрхитектура, или зодчество, - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Каждое из сооружений имеет определенное назначение: для жизни или труда, отдыха или учебы, торговли или транспорта и пр. Все они прочны, удобны и необходимы людям - это их обязательные свойства. Но есть у этих сооружений и зданий и другие важные свойства - красота и способность вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно эти качества и делают архитектуру искусством, и, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его взглядами и идеологией.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью дальнейшего развития теории и практики архитектурной деятельности в коммуникативном аспекте в качественно новых социокультурных условиях, связанных с действием закономерностей глобализации мировых культурных отношений.
Объектом исследования в нашей работе является процесс массовой коммуникации и архитектура как часть этого процесса.
Предмет нашего исследования - архитектура как коммуникативное явление.
Цель нашей работы - анализ архитектуры как сферы коммуникативного взаимодействия.
Цель определяет задачи исследования: рассмотреть сущность процесса коммуникации, его модели; выявить особенности архитектуры, как явления массовой культуры; проанализировать архитектуру как коммуникативный процесс.
Источниковой базой для нашего исследования послужили работы ученых, изучающих архитектуру с различных точек зрения, а также труды ученых по теории коммуникации.
Широкое распространение термины "коммуникация", "информация", "коммуникативный диалог" получили с появлением работ Норберта Винера, Клода Шеннона, Гарольда Ласуэлла, а также советских ученых А. Н. Колмогорова, А. Я. Хинчина, А. И. Берга и других, уже к началу 1960-х годов только в зарубежной социологической, философской и психологической литературе насчитывалось около сотни определений коммуникации.
Фундамент отечественного архитектуроведения был заложен А.Г. Габричевским еще в 1920-х годах. Комплексная философско-искусствоведческая система А.Г. Габричевского не получила полноценного развития, хотя и имела единомышленников: В. Кандинского, П. Флоренского, В. Фаворского и др. и последователей: Д. Аркина, В. Маркузона и др. В фундаментальная докторской работе И.Г. Лежавы появляется понятие "архитектурный объект" - это материальный объект, - здание, сооружение, город и т.д. Автором привлекается широкий спектр работ, посвященных проблеме образа в архитектуре, в том числе и знаково-информационная трактовка образа А.В. Иконниковым, Б.Г. Бархиным, Г.Ю. Сомо-вым и др., а также работы по проблемам образа в эстетике и искусствоведении. Классическими для современного архитектуроведения являются работы Г. Вельфлина и А. Гильдебранда, А. Бринкмана, В. Гроппиуса, З. Гидиона, И. Араухо, Р. Арнхейма, Н. Ладовского, В. Ф. Кринского, Я Чернихова, И.В. Жолтовского и др. Концепции, развивающие гуманитарный характер архитектурной профессии и ставящие проблему архитектурного мышления, представляют работы И.А. Азизян, Г.Н. Айдаровой, А.В. Бокова, В.Л. Гла-зычева, А.В. Иконникова, А.Г. Раппапорта, и др.
Таким образом, гипотезой нашей работы является положение о том, что архитектура - специфическое культурное явление, которое реализует коммуникативную функцию.
Список литературы1. Алпатов М. В., Аркин Д. Е., Врунов Н. И. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1985.
2. Аркин Д. Е. Образы архитектуры. М., 1991.
3. Архитектурный типологический метод// Архитектон: Известия ВУЗов. 2006. № 14.
4. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. - Т.1. - М.-Л., 1987.
5. Буров А. К. Об архитектуре. М., 1990.
6. Всеобщая история архитектуры. - Т. 1. - М., 1989.
7. Гинзбург М. Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., 1984.
8. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.
9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
10. Иконников А. В., Степанов Г. П.. Эстетика социалистического города. М., 1963.
11. История русской архитектуры. - 4 изд. - М., 1996.
12. Кириллова Л. И., Масштабность в архитектуре. М., 1981.
13. Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М. А.. Элементы архитектурно-пространственнои композиции. М.-Л., 1984.
14. Родионов А. Кристофер Александер // Архитектура СССР, 1985.
15. Рябушин А.В., Шукурова А.Н. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада. - М.: Стройиздат, 1986.
16. ЭКО У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. Пер.
Погоняйло А. Г. и Резник В. Г. - ТОО ТК "Петрополис", 1998.