Русское барокко-курсовая

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЦЕРКОВНОЕ БАРОККО. 5
1. 1. Смольный монастырь .....5
1. 2. Троице-Сергиевская лавра как памятник церковной
архитектуры русского барокко 9
2. ДВОРЦОВОЕ БАРОККО. 14
2. 1. Постройки Ф. Растрелли в Петербурге 14
3. СТИХИЙНОЕ БАРОККО 21
3. 1. Нарышкинский стиль 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВведениеВ 1880- х гг. исследователь древнерусского зодчества Н. Султанов ввел термин "русский барокко", обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII в. С тех пор существует устойчивая концепция, согласно которой первая фаза стиля "русского барокко" сложилась в 1640- х гг. и этот стиль развивался "в непрерывной последовательности, вплоть до завершивших его произведений В. И. Баженова" . По определению Д. Лихачева, "русское барокко приняло на себя многие из функций Ренессанса, поскольку... настоящий Ренессанс ранее так и не сумел достаточно полно проявиться на Руси" . Этот вывод следует из "особенной уплотненности" развития художественных стилей на Руси, в корне отличающих их духовное содержание от западноевропейских прототипов. "Русское барокко в целом, выполняя свою возрожденческую функцию, исторически противостояло средневековью, а не Ренессансу. Отсюда его жизнерадостность и его умеренность, чуждая патетичности западного барокко" .
Россия стремительно догоняла Европу и в оригинальной архитектуре, созданной Растрелли, соединились композиционные приемы европейского классицизма, барокко и французского рококо. Поэтому исследователи справедливо отмечают, что сохранение элементов классицизма, рационализм и прагматизм архитектуры петровского времени обеспечили легкость и естественность перехода к классицизму второй половины XVIII столетия, "почти минуя стадию истинно- европейского Барокко". В это время в России в церковную и дворцовую архитектуру приходит пышное барокко (предположительно от португальского perola barroca - жемчужина причудливой формы) - стиль, господствующий в Европе с конца XVI века. Влияние западноевропейского барокко, прежде всего, сказывается в популярности округлых объемов, в интересе к центрическим планам. Храмы начинают украшать орнаментом, доселе невиданным на Руси.
По формальным качествам этот стиль ближе к маньеризму; в нем выделяют стадии "голицынского" и "нарышкинского барокко" - архитектуру "русского узорочья" конца XVII в., "петровское барокко" первой четверти XVIII в., "зрелое русское барокко" елизаветинского времени. Последний стиль получил наиболее яркое воплощение в творчестве выдающегося зодчего Ф. Б. Растрелли Младшего в Петербурге.
Объектом нашей работы является стиль русского барокко, появившийся в середине 17 века. Предмет работы - особенности стиля барокко на Руси. Основная проблема нашего исследования - проследить этапы развития становления стиля барокко в XVII веке. Цель работы: изучить понятие стиля русского барокко и его основные направления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть архитектурные шедевры церковного барокко, в частности Смольный монастырь и Троице-Сергиевский монастырь;
2. Изучить особенности стиля барокко в петербургских постройках Ф. Б. Растрелли;
3. Выявить основные детали "нарышкинского барокко" XVII-XVIII вв.
Практическая значимость работы состоит в том, что в настоящее время в современной архитектуре наблюдаются тенденции к использованию отдельных элементов "русского барокко" и возврата к лучшим традициям русского московского зодчества.
Данная курсовая работа состоит из введения, где определены цель, объект и задачи изучения, трех глав, где идет уже более детальное ознакомление с основными направлениями русского барокко, заключения и списка использованной литературы.

Список литературы1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга: Историко-церковная энциклопедия. - СПб., 1994. Т. 1.
2. Аркин Д.Е. Б. Растрелли. - М., Наука, 1954.
3. Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., Академия, 1978.
4. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в ХVIII и ХIХ веках. - СПб., 1994;
5. Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли: Материалы к изучению творчества. - Л., 1963.
6. Евсина Н.А. Пути развития стиля в русской архитектуре середины XVIII столетия // Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. - М.: Изобразительное искусство, 1994.
7. Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Академия, 1998.
8. Зубов В.П. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. В кн.: Троицкий сборник. №2. Сергиев Посад, 2002.
9. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. - М.: "Высшая школа", 1999.
10. Лихачев Д. С. Барокко и его русский вариант XVII века // Русская литература. 1969. № 2. С. 18-45.
11. Овсянников Ю.М.: Франческо Бартоломео Растрелли; Л., Искусство, 1982. СПб., Лениздат, 1994.
12. Франческо Бартоломео Растрелли: Архитектурные проекты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга: Каталог иллюстраций. - СПб., 2005.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Стиль барокко в итальянской архитектуре XVII века

    По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. целостное, поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. XVII в.

  • Дипломная работа
    PR-деятельность радиостанции "Русское радио"

    Актуальность темы. На современном этапе развития России активно взаимодействуют три реальности: рынок, предпринимательство и отношения между индивидом и государством. Общественное сознание отражает социально-экономические проблемы, формирует механизм поведения людей, модели принятия решений.

  • Реферат
    Русское искусство "Серебряного века"

    Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал.

  • Реферат
    Русское-народное творчество в муз.-эстетич. воспитании детей

    Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопро-сы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот поче-му важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

  • Доклад
    Русское дворянство второй половины XVIII века (по мемуарам А. Т. Болотова)

    Все больший промежуток времени отделяет нас от XVIII века. Но, несмотря на это, события, происходившие тогда не только не становятся менее значительными, а наоборот, открываются более крупным планом, особенно если они не были оценены по достоинству предыдущими поколениями.

  • Курсовая работа
    Русское почвенничество и "Апофеоз беспочвенности" Льва Шестова

    В 1905 г. была опубликована работа, вызвавшая самые острые споры в интеллектуальных кругах Москвы и Петербурга, самые полярные оценки, ставшая философским манифестом Шестова - "Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)". По жанру эта книга существенно отличалась от предыдущих произведений философа: она состояла из 168 фрагментов в жанре афоризма, объединенных лишь общим настроением их автора.

  • Контрольная работа
    Определите ведущие темы и образы искусства Египта. Дайте характеристику готического искусства. Искусство Барокко и Рококо

    В эпоху Древнего царства Египет переживал свой первый военно-политический и культурный подъем. Искусство Древнего царства - это египетская классика: оно монументально, спокойно и торжественно, в нем особенно ощутима та размеренность, ритмичность, величавость, которая так характерна для египетского искусства вообще.

  • Контрольная работа
    Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детей

    Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопро-сы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот поче-му важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности.

  • Курсовая работа
    Последствия монгольского нашествия и влияние золотоордынского ига на русскую государственность и русское общество

    В данной работе рассматривается период русской истории, когда на Русь впервые напали монголо-татары, далее пойдет речь о предпринятии общего похода монголов на Запад (отчего пострадали русские земли), и как следствие, дается характеристика феномена ига или установления над Русью власти монгольских ханов.

  • Реферат
    Операционный рычаг-курсовая.

    Понятие "рычаг" имеет отношение к условиям, вызываемым наличием стабильного элемента затрат в сочетании с колебаниями в широких пределах уровня прибыли. Операционный рычаг - это соотношение между постоянными и переменными издержками фирмы. Операционный рычаг показывает долю постоянных затрат в структуре общих затрат данного предприятия.

  • Курсовая работа
    Следственный эксперимент-курсовая.

    Следственный эксперимент является самостоятельным следственным действием. Само название - эксперимент - свидетельствует о том, что сущность его состоит в проведении опытных мероприятий. Они могут осуществляться с целью получения новых или проверки уже имеющихся доказательств (например, показаний свидетеля, потерпевшего и т.

  • Курсовая работа
    Курсовая Маркетинг Вариант 20

    При организации маркетинговой деятельности подрядного строительного предприятия необходимо учитывать ряд особенностей. Основными из них являются: " несовершенство и нестабильность правовой базы строительного сектора " экономики, в результате чего достаточно вольно трактуются и постоянно меняются государственные и региональные "правила игры"; " отсутствие достоверной информации о состоянии строительного рынка, так как существующая система налогообложения вынуждает строительные предприятия скрывать истинные объемы производства и реальные финансовые (статистические) показатели; " большая (решающая) роль субъективного фактора в выборе заказчиком подрядной строительной организации, когда определяющим является уровень личных отношений руководителей предприятий, предыдущий опыт совместной работы, рекомендации общих знакомых, материальная заинтересованность лиц, уполномоченных принимать решения о выборе подрядчика; " существующий регламент проведения конкурсов среди подрядных строительных организаций является, в основном, формальным и носит, как правило, вторичный характер, 90% тендеров по отбору подрядных строительныхорганизаций проводятся с целью: а) соблюдения обязательной формальности, когда вопрос о подрядчикерешен до объявления торгов; б) получения альтернативных смет, предложений по технологии работ и организации строительства для последующего их использования при разработке технико-экономического обоснования (бизнес-плана) строительного проекта, либо выполнения комплекса работ своими силами; " высокая степень финансовых и имиджевых рисков: при выполнении строительных работ на объекте, сметная стоимость которого сопоставима с годовым оборотом фирмы, с учетом штрафных санкций, предусмотренных договором строительного подряда, любое значительное нарушение сроков, гарантий, либо низкое качество работ, ставит предприятие на грань банкротства и приводит к безвозвратной потере положительного имиджа, как самой фирмой, так и ее руководством; " низкая мобильность строительной организации (подготовка дополнительного вида услуг, как товара, в том числе, виде новых строительных технологий и используемых материалов занимает большой период времени, необходимый для ее изучения, выбора, освоения, обучения персонала и предварительной практической отработке на второстепенных объектах); " ярко выраженный коллективный характер работы (в подрядной строительной организации невозможно выделить ни одного структурного звена, не влияющего на конечный результат деятельности предприятия); " необходимость дифференцированного, максимально корректного подхода к предприятиям-конкурентам, это вызвано тесной взаимосвязью компаний в рамках строительного рынка, где ваш сегодняшний субподрядчик завтра на другом объекте выступает в качестве генерального подрядчика, и наоборот.

  • Курсовая работа
    ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА -курсовая

    Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики. Проблема диагностики интеллекта является одной из важнейших в современной психологии и педагогике. С конца XIX века для оценки интеллекта человека используются стандартизированные психологические тесты, основанные на вычислении коэффициента интеллектуальности (IQ).