Опытно-экспериментальная работа по выявлению приемов преодоления трудностей в обучении лексической стороне речи96

СодержаниеВведение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблем обучения лексике на разных этапах обучения английскому языку 8
1.1. Содержательные компоненты обучения лексической стороне речи 8
1.2 Принципы отбора и типология лексического материала 12
1.3.Проблемы обучения лексике на младшем этапе обучения 18
1.4. Проблемы обучения лексике на среднем и старшем этапах обучения 24
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению приемов преодоления трудностей в обучении лексической стороне речи 34
2.1 Методы и приемы в обучении лексике на младшей ступени обучения 34
2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности лексического навыка на этапе констатирующего эксперимента 42
Заключение 62
Список литературы 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68

ВведениеАктуальность исследования обусловлена поиском методов и средств поддержания интереса школьников к освоению лексики, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка в условиях реального общения.
Одной из проблем современной методики преподавания иностранного языка является организация обучения учащихся лексике на разных возрастных этапах.
Анализ практики показывает, что при изучении иностранного языка учащиеся сталкиваются с проблемой формирования активного запаса и его использование в речи. Именно это определяет необходимость анализа и систематизации методов и приемов, направленных на активизацию пройденного лексического материала, а так же необходимость изучения влияния различных видов упражнений на использование словарного запаса в речи.
К проблеме обучения лексике обращаются многие авторы. Существует ряд научных исследований по проблеме обучения лексике в процессе изучения иностранного языка.
Проблемы обучения лексике отражены в трудах таких авторов, как Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, ИЛ. Бим, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова, А.Н. Щукин, С.Ф. Шатилов, Е.Н. Соловова и др.
Принципы коммуникативно-ориентированного подхода в преподавании ИЯ (А.Н. Леонтьев. А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.А. Китайгородская, Р.П. Мильруд и др.);
Учение о возрастных особенностях учащихся как субъекте образовательной деятельности отражено в трудах Б. В. Беляева, Л. И. Божовича, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. С. Мухиной, А. В. Петровского, Д. Б. Эльконина.
Область речевого развития личности школьника представлено в трудах (Дж. Брунер, А. Бэдли, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, И. А. Зимняя, Б. А Ильюк, , М. Я. Микулинская, В. М. Филатов, А. М. Шахнарович, и др.).
Идеи коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам (И., Г. И. Воронина, Р. Ладо, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов, , В. В. Сафонова, В. Яцковская.
Идеи когнитивного подхода в обучении иностранным языкам (А. В. Артёмов, Б. В. Беляев, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, С. Л. Рубинштейн, Ф. Сосюр, А. Н. Шамов, G. Miller, J. Morton, др.);
Анализ теории и практики позволил выявить ряд противоречий, между:
- необходимостью создания прочной лексической базы и отсутствием специальной лексически направленной системы методов обучения;
- между традиционными приемами и способами обучения лексической стороне речи, не дающих высоких положительных результатов и современными требованиями к объему лексических единиц, подлежащих усвоению.
Данные противоречия послужили основанием для определения темы исследования " Проблема обучения лексике на разных этапах изучения английского языка".
Цель исследования - выявить систему методов эффективности обучения учащихся лексике на разных этапах изучения английского языка.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования: современные методы обучения лексике иностранного языка на разных этапах изучения английского языка.
Гипотеза исследования: усвоение учащимися лексики на разных этапах изучения английского языка будет проходить более успешно, если:
- применяемые методы на начальном этапе обучения лексике основываются на синтагматических связях слов, которые и обеспечивают прочность запоминания;
- применяемые на среднем и старшем этапах изучения английского языка методы освоения лексики будут способствовать установлению прочных парадигматических связей;
- в системе методов и упражнений презентация лексических единиц осуществляется на слуховой и графичесой основе, происходит с применением наглядности, основываясь на переводных и беспереводных способах семантизации.
Задачи исследования:
1. Выявить степень разработанности проблемы исследования в научной литературе и на практике.
2. Уточнить теоретическую сущность процесса обучения лексике на разных этапах изучения английского языка.
3. Определить систему методов и приемов эффективного обучения лексике английского языка на разных этапах его изучения.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применяемых методов на разных этапах изучения английского языка.
Методы исследования: критический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; изучение программных документов по английскому языку, экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, тестирование.
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап был направлен на изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. На данном этапе проходило теоретическое осмысление темы, объекта, предмета исследования. Были определены рабочие положения гипотезы.
Второй этап был направлен на выявление приемов и методов для эффективного обучения лексике иностранного языка на каждом этапе его изучения. Проверялись основные положения гипотезы.
На третьем этапе уточнялись положения гипотезы, формулировались выводы, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, редактировались выводы и заключения исследования.
Теоретическая значимость заключается в уточнении сущности проблемы обучения лексике на разных этапах изучения английского языка; в выявлении эффективных методов и приемов для лучшего усвоения лексических единиц.
Практическая значимость состоит в определении эффективных методов и приемов в обучении лексике на разных этапах изучения английского языка. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической практике.
Структура исследования обусловлена целями и задачами темы работы и состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение является обобщением всего исследования.
В списке литературы представлена научная литература, использованная при написании данной работы.
Список литературы1. Азимов, Э.Г Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 1999.
2. Варежкина Н.В. Методика английского языка. - М.: Просвещение, 1999. 350с.
3. Вербицкая М.В., Копылова В.В. О преподавании иностранных языков в средней школе с учетом результатов ЕГЭ 2005 года: Методическое письмо // ИЯШ, 2006. №3. С.2-13.
4. Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 1998. - С.17-35.
5. Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе// Иностранные языки в школе. 1990. - С.15-50.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. выш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 336 с.
7. Гальперин П.Я. Современная методика английского языка. -М.: Просвещение, 1995. -С. 45-60.
8. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности №2103 "Иностранный язык". - М.: Высш. шк., 1982. - 373 с.
9. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи // Методическая мозаика, 2005. №4. С.24-31.
10. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - [Электронный ресурс] - URL: http://vestnik.ssu.samara.ru/gum/2000web3/yaz/200031204.html
11. Захарова О.В. Совершенствуем лексические навыки // Коммуникативная методика, 2004. №2. С.2-5.
12. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: книга для учителя. Издание 2-е. М.: Просвещение, 1991.
13. Киреева Т.В. Совершенствование и контроль разговорных навыков на уроках английского языка // English, 2004. №33. С.12-18.
14. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, 2006 - 192 с.
15. Кричевская К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранным языкам // ИЯШ, 1998. №4. С.23-30.
16. Лексика речи - обучение лексике http://www.dioo.ru/leksika.html
17. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 416 с.
18. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2005. - 253 с.
19. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких; вчера, сегодня завтра// ИЯШ, 1987. № 6.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - Кн. 1: Общие основы психолгии. М.: Владос, 2003. - 688 с.
21. Новые государственные стандарт по иностранному языку (2-11 классы). М: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004. - 380с.
22. Нуриахметов Г.И. Об одном из средств сохранения активного лексического минимума в старших классах// ИЯШ, 1984. №2. С.49-52.
23. Ощепкова Т.В. Tech-Pack collection of up-date classroom techniques: учебно-метод.пособие. - М.: Дрофа, 2005. - 381 с.
24. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Учитель иностранного языка. - М., 1993. - 135 с.
25. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению2-е изд. М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
26. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.-182 с.
27. Самсон К. 333 совета по обучению английскому языку в щколе. - М.: ООО "Издт-во Астрель", 2004. - 96 с.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
29. "Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ" http://www.gramota.ru/slovari/dic/.- Дата доступа:17.04.2010
30. Стапер М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики. // ИЯШ, 1982. №4. С.52-55.
31. Шамов А.Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам устной речи и чтения на среднем этапе общеобразовательной школы (на материале немецкого языка): Дисс. ... канд. пед. наук/13.00.02. Н.Новгород, 1999. 262 с.
32. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 "Иностр. яз." - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
33. Щерба О.В. Обучение иностранному языку языку в начальной школе. -М.
34. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. - М.:Филоматис, 2006. - 480 с.
35. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=21176
36. http://www.teacher.fio.ru/news.php?n=28&c=77
37. http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/grammar/learnit/learnitv52.shtml
38. http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200304002