Экспериментальная работа по освоению английского языка дошкольниками с использованием пальчиковых игр*

СодержаниеВведение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты проблемы обучения английскому языку детей дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста………………………………………………………………………….6
1.2. Обучение английскому языку детей дошкольного возраста
1.2.1.История развития методики раннего обучения иностранному языку…………………………………………………………………………...15
1.2.2.Особенности обучения английскому языку детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...17
1.2.3.Требования к организации занятий детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...221.3. Развитие мелкой моторики дошкольников
1.3.1. Пальцевая моторика и развитие речи…………………………………24
1.3.2. Методика работы с детьми по развитию мелкой моторики
пальцев рук…………………………………………………………………….27
2. Экспериментальная работа по освоению английского языка дошкольниками с использованием пальчиковых игр
2.1. Методические рекомендации по использованию пальчиковых игр при обучении английскому языку дошкольников…………………….................32
2.2. Описание экспериментальной работы
2.2.1. Констатирующий этап экспериментальной работы………….............64
2.2.2.Формирующий этап экспериментальной работы……………………65
Заключение…………………………………………………………………….69
Библиографический список…………………………………………………..71
Приложения...…………………………………………………………………76

ВведениеАктуальность. Социально-экономические изменения в обществе требуют глубокого знания иностранного языка, в частности английского, каждым выпускником школы, и поэтому его изучение лучше начинать еще в дошкольном возрасте. Следует подчеркнуть, что раннее обучение иностранному языку в нашей стране не является чем-то новым. В разное время оно вызывало к себе разное отношение. Так, еще в конце XIX века раннее обучение иностранному языку в России было обычным явлением, особенно в дворянских семьях. Вопросы обучения находились в фокусе внимания педагогической общественности, журналов. С одной стороны в психолого-педагогической литературе отмечалась несомненная польза изучения иностранного языка в раннем возрасте, с другой - выражалось и явно негативное отношение к раннему обучению иностранному языку [13, С. 3].
Естественно, в современном образовании тоже есть откровенные противники раннего обучения иностранному языку. Существует мнение, что иностранный язык в дошкольном возрасте "сбивает с толку", отрицательно сказывается на его психическом развитии. С обучением иностранному языку детей дошкольного возраста связано множество стереотипов, мифов, предубеждений. Мнения колеблются от безоговорочного "за" до категорического "против". Но мы не будем рассматривать в дипломной работе преимущества и недостатки обучения дошкольников иностранному языку, поскольку это не является целью данной работы.
Популярность иностранного языка для дошкольников растет. За последнее время увеличилось количество детских садов с преподаванием английского языка, дошкольных групп по изучению языка в учреждениях дополнительного образования. Понимая, что без знания английского обходиться довольно сложно, родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Однако многие из них сталкиваются с проблемой выбора методики обучения. Количество и качество методик по обучению дошкольников иностранным языкам самое разнообразное. Эффективной и увлекательной для ребёнка является игровая методика: процесс обучения - весёлая развивающая игра, в процессе которой задействован взрослый и/или разнообразные игрушки.
Проблема нашего исследования заключается в создании оптимальной системы упражнений при обучении английскому языку дошкольников.
Вышесказанное определило тему нашего исследования: "Пальчиковые игры как средство освоения иностранного языка дошкольниками".
Объектом нашего исследования является процесс обучения английскому языку дошкольников.
Предметом исследования являются пальчиковые игры при обучении английскому языку дошкольников.
Цель нашей работы состоит в создании и апробации методических рекомендаций по использованию пальчиковых игр при обучении английскому языку дошкольников.
В рамках данной темы мы выдвинули следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики и обучению иностранному языку дошкольников.
2. Изучить особенности психического развития дошкольников.
3. Рассмотреть пальчиковые игры как одно из средств освоения иностранного языка дошкольниками.
4. Составить методические рекомендации, включающие в себя упражнения по использованию пальчиковых игр при обучении английскому языку дошкольников.
5. Апробировать составленный комплекс упражнений на практике и доказать его эффективность.
Гипотетической основой исследования является предположение о том, что усвоение английского языка дошкольниками будет происходить эффективнее, если применять пальчиковые игры на занятиях иностранного языка.
Проблемой обучения иностранному языку детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н.В. Агурова, Н.Ф. Колиева, Е.И. Негневицкая, О.С. Ханова, Е.М. Чернушенко, чьи работы послужили теоретической базой нашего исследования.
Научная новизна проекта заключается в:
1. Создании методических рекомендаций по развитию мелкой моторики при обучении английскому языку дошкольников.
2. Учете возрастных особенностей дошкольников при составлении пособия.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность методики пальчиковых игр и ее применение на занятиях английского языка у дошкольников.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что методические рекомендации могут быть использованы родителями при обучении английскому языку дошкольников, преподавателями английского языка в дошкольных учреждениях, студентами - будущими учителями английского языка для углубления знаний по методике преподавания английского языка.
Для написания нашей работы использовался описательный метод, который включал в себя анализ методико-педагогической литературы по данной проблеме, и эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, библиографического списка и приложений.

Список литературы1. Аверин В. А. Психология раннего детства. - СПб.: Нева, 2000. - 60 с.
2. Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. - М.: Просвещение, 1963. - 312 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 168 с.
4. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение, 2001. - 454 с.
5. Бахталина Е.Ю. Об интегрированном обучении английскому языку в детском саду // Иностранные языки в школе. - 2000. - №6. - С. 44-48.
6. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика, 1981. - 34 с.
7. Витоль А.Б Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранные языки в школе. - 2000. - №6. - С. 41-45.
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
9. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Педагогика, 1979. - 191 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 224 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Выготский Л.С., под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
15. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.
16. Гарибьян Р.Б., Марков Н.Г. Анатомия и физиология человека. - М.: "Просвещение", 1965. - 208 с.
17. Ельшина П. Когда учить иностранный язык? // Раннее развитие. 2007. - С. 75-79.
18. Загребина И.В. Интегрированное обучение как средство целостного развития личности младшего школьника. // Иностранные языки в школе. - 2008. - №1. - С. 43.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. - 487 с.
20. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 144 с.
21. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Россия, 1979. - 192 с.
22. Курбатова И.В. Произносите английские звуки с удовольствием. Пособие по практической фонетике. - Челябинск: ИИУМЦ "Образование", 2002. - 139 с.
23. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 64 с.
24. Лукина Н. А. Школа раннего развития: Мама, сделай мне игрушку. - М.: Профиздат, 2001. - 32 с.
25. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
26. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
27. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, 1991. - 204 с.
28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. - 456 с.
29. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра. // Иностранные языки в школе. - 1987. - №6. - С. 20-26.
30. Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2002. - 300 с.
31. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М.: Наука, 1981. - 111 с.
32. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
33. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 168 с.
34. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 1992. - 296 с.
35. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Академия, 2003. - 320 с.
36. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. - М.: "Физкультура и спорт", 1992. - 592 с.
37. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. - СПб.: Кристалл, 1997. - 336 с.
38. Смирнова А.И., Кронидова В.А. Практическая фонетика
английского языка: Учебное пособие для первого года обучения школьников английскому языку. - СПб.: Книжный мир, 1995. - 88 с.
39. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 32 с.
40. Турантаева Л.Т. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста. // Фестиваль педагогических идей. - http://festival.1september.ru/articles/506321/
41. Филатов В.М., Филатова Т.Е. Раннее обучение иностранному языку, книга для учителя. Часть 1. - Ростов н/Д: АНИОН, 1996. - 128 с.
42. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
43. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
44. Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. - Киев: Рад. школа, 1984. - 144 с.
45. Ханова О.С. Занятия по английскому языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1965. - 255 с.
46. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности "Преподаватель иностранного языка в детском саду". - СПб.: Спец. лит, 1999. - 155 с.
47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
48. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 352 с.
49. Якушева Н. Юные полиглоты. // Иностранные языки PLUS. - 2007. - №4. - С. 16.
50. Graham C. Mother Goose Jazz Chants. - Oxford University Press, 1994. - 56 p.
51. Philips S. Young Learners. - Oxford University Press, 1993. - 188 p.
52. Reilly V., Harper K., Covill C. Cookie and his friends. - Oxford University Press, 2006. - 48p.
53. Reilly V. & Ward M. Sh. Very Young Learners. - Oxford University Press, 1997. - 195 p.