Особенности категориального взаимодействия в современном английском языке

СодержаниеВведение
Глава I.
1.1Проблема классификации и категоризации частей речи в современной лингвистике
1.2Особенности категоризации частей речи в рамках теории поля
Выводы по I главе
Глава II. Особенности категориального взаимодействия в современном английском языке
2.1. Проблема взаимодействия частей речи в современной лингвистике
2.2. Взаимодействие категории одушевленность/неодушевленность с категориями других частей речи на примере английской художественной литературы
Выводы по II главе
Заключение
Библиография




ВведениеО категориальном взаимодействии языковых сущностей, частей речи в частности, лингвисты говорят довольно часто, подразумевая при этом и простое совпадение признаков тех или иных классов, и взаимозаменяемость конституентов - их составляющих в определенных условиях функционирования, и соединение слов друг с другом в рамках разных типов лексических и грамматических единств, и переход слов из одних частей речи в другие. Освещению указанных вопросов отводится заметное место в многочисленных общетеоретических трудах как зарубежных, так и отечественных ученых.
Обширная информация о взаимодействии классов слов, содержащаяся в трудах различных ученых, исключительно интересна сама по себе, но под нее пока что не подведена единая теоретическая база.
Большинство ученых, так или иначе упоминающих в своих трудах о взаимодействии элементов и систем элементов языка, обычно не рассматривают проблему взаимодействия комплексно, т.е. как таковую. Литературы, посвященной данной теме, где проблема взаимодействия являлась бы центральной, очень мало. Данная тема до сих пор остается недостаточно исследованной, в этом и состоит актуальность данной работы. Мы рассмотрим аспекты категориального взаимодействия на примере категории одушевленность/неодушевленность, в этом состоит научная новизна работы.
Цель данной работы: рассмотреть аспекты межкатегориального взаимодействия на примере категории одушевленность \неодушевленность.
Данная цель решается путем следующих задач:
1. рассмотреть принципы классификации частей речи
2. выделить категориальные свойства разных частей речи
3. определить особенности категориального взаимодействия в лингвистике
4. исследовать, как категория одушевленность/неодушевленность взаимодействует с категориями, характерными для других частей речи, на примере ряда произведений английских авторов
Объектом исследования являются языковые категории свойственные частям речи в современном английском языке и категория одушевленность/неодушевленность в частности.
Практическая ценность: можно применить данную работу на уроках по теоретической грамматике в языковых вузах.
Методы, примененные при работе:
1. описательный,
2. сопоставительный,
3. метод компонентного анализа,
4. логические методы (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
Практическим материалом для исследования послужили примеры предложений из английской художественной литературы, взятые путем случайной выборки из произведений Чарльза Диккенса, Шарлотты Бронте, Кэтрин Линн Дэйвис.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и списка литературы изложенных на 93 страницах печатного текста.








Список литературы1.Адмони В.Г. Еще раз об изучении колличественной стороны грамматических явлений// Вопросы языкознания. - 1970. №1 - с.89-101
2.Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. - Л.: Просвещение, 1979
3.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.- М.: Советская Энциклопедия, 1966
4.Блох М.Я. Вопросы изучения грамматического строя языка. - М., 1976
5.Блох М.Я. Теоретические основы грамматики. - М.: Высш. шк., 2002
6.Бортэ Л.В. Проявление связей между частями речи в современном русском языке. - Кишинев, 1979
7.Варгина Н.В. К вопросу о месте слова заместителя в системе частей речи английского языка // Исследования по английской филологии. - Л., 1974, с. 89-90
8.Воронцова Г.Н. Очерки по грамматике английского языка. - М.: Наука, 1960
9.Воронцова Г.Н. Очерки по английской грамматике. - М., 1956
10.Головин Б.Н. К вопросу о сущности грамматической категории // Вопросы языкознания., - 1955, №1 - с.117-124
11.Есперсен О. Философия грамматики. - М., 1958
12.Жигадло В.Н., Иванова И.П., Иофик Л.Л. Современный английский язык. - М., 1956
13.Зернов Б.Е. Взаимодействие частей речи в английском языке. Статико-динамический аспект. - Л., 1986
14.Иванова И.П. Теоретическая грамматика современного английского языка. - М., 1973
15.Иванова И.П. О полевой структуре частей речи в английском языке // Теория языка: методы его исследования и преподавания. - Л., 1981. - с.125-128
16.Классы слов и их взаимодействия. - Свердловск, 1979
17.Корнеева Е.В., Корбина Н.А., Гузеева К.А., Оссовская М.И. Пособие по морфологии современного английского языка. - М., 1974,
18.Козлова Л.А. О различных подходах к проблеме взаимодействия классов слов. - Пятигорск, 1974
19.Кошевая И.Г. Грамматический строй современного английского языка. - М., 1978,
20.Кошевая И.Г. Проблемы языкознания и теории английского языка. - М., 1976
21.Лукин М.Ф. Переход частей речи или их субституция?// Филологические науки. - 1982. №2, - с.78-80
22.Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи, - Л., 1978
23.Плоткин В.Я. Строй английского языка. - М.: Высш. шк., 2002
24. Полевые структуры в системе языка / Гл. ред. Попова З.Д.-
Издательство Воронежского университета, 1989
25.Смирницкий А.И. Морфология английского языка. - М., 1959
26.Смушкевич Е.С. Вопросы теории частей речи. - Л., 1968
27.Спорные вопросы английской грамматики/ Гл. ред. Бурлакова В.В., - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, - 1988
28.Стеблин - Каменский Н.И. Спорное в языкознании. - Л., 1974
29.Теоретическая грамматика английского языка / Гл.ред. Бурлакова В.В. - Издательство Ленинградского университета, 1983
30.Тихомирова Т.С., К вопросу о переходности частей речи// Филологические науки. - 1973. №5 - с. 78-87
31.Чейф У.Л. Значение и структура языка. - М., 1975
32.Шапкин А.П. К вопросу о взаимодействии классов слов в английском языке // Учен. зап. Московск. гос. пед. ин-та им. В.И. Ленина - 1969. №367 - с.75-81
33.Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. - М.: Наука, 1957
34.Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. - М.: Наука, 1974
35.Ярцева В.Н. Историческая морфология английского языка. - М.: Просвещение, 1960
36.Blokh M.Y. Theoretical English Grammar. - М.:Высшая школа, 1983
37.Chafe V. Structures of English. - Л., 1963
38. Fries С. The Structure of English. - New-York, 1956
39. Ilyish B. The Structure of Modern English. - Л., 1971,
40.Iofik L.L., Chakhoyan L.P. Readings in the Theory of English Grammar. - Л., 1972
41. Koshevaya I.G. The Theory of English Grammar. - М., 1982
42. Morokhovskaya E.J. Fundamentals of Theoretical English Grammar. - Kiev, 1984
43.Peltola N. Contribution to the study of intensives. - M., 1969
44.R.Quirk, S.Greenbaum, G.Leech, J. Svartvik A. University Grammar of English. - М.: Высш. шк., 1982

Список использованной литературы
1.Сharles Dickens A Tale of Two Cities. -М.: Прогресс, 1974. - 415с.
2.Сharlotte Bronte Jane Eyre. - М.: Foreign Languages Publishing House, 1954. - 571с.
3.Kathryn Lynn Davis Sing to me of Dreams. - London: Warner Books, 1990. - 658c.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Теоретические основы прагматики продолженного вида в современном английском языке

    Не все языковые категории могут считаться грамматическими. Для этого необходимо, чтобы категория удовлетворяла свойству обязательности. Категория является обязательной, если всякое слово из этого класса выражает какое-либо значение данной категории. Так, в русском языке обязательной является, например, категория времени глагола: всякая личная форма глагола в тексте выражает одно из значений этой категории (либо прошедшее, либо настоящее, либо будущее время), и не бывает такой личной формы глагола, о которой можно было бы сказать, что она "никакого времени", т.

  • Курсовая работа
    Выявление и описание основных стилистических особенностей стиля художественной речи в современном английском языке

    Вопросы стилистики в последнее время все больше и больше начинают привлекать к себе внимание лингвистов, интересы которых не ограничиваются проблемами историко-грамматического анализа фактов языка. Особое внимание в современной стилистике уделяется глубокому и всестороннему исследованию вопроса специфики функциональных стилей языка.

  • Курсовая работа
    Теоретические основы категории вида в современном английском языке. Прагматика продолженного вида

    Грамматические категории каждого языка можно уподобить своего рода анкете, предъявляемой к описанию объектов и ситуаций на данном языке: говорящий не может успешно выполнить это описание, не ответив (хочет он того или нет) на вопросы такой "грамматической анкеты" [19].

  • Курсовая работа
    Выявить особенности деонимизации имён собственных в английском языке

    Онимы являются единицами языка, наделенными специфической семантической структурой, служащими для конкретного называния предметов окружающей действительности и обладающими особой языковой природой. Являясь полноценными составляющими лексической системы, онимы в то же время принадлежат той области человеческих знаний, непосредственно с которой они связаны.

  • Курсовая работа
    Концептуализация "важного" в английском языке

    Актуальность. Прилагательные important, significant, crucial, fundamental, essential существуют в английской лексике для обозначения важности какого-либо предмета или явления. Следует отметить, что понятие "важный" используется во всех сферах жизни современного человека: на работе, в семье, в творчестве, в определении межличностных отношений.

  • Реферат
    Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе

    Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе. тот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников.

  • Реферат
    Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе 2010-19

    Для воспитания физически и нравственно здорового человека, достойно-го гражданина нашей страны родителям необходимо терпение, силы, выдержка, а также определённые знания в области педагогики и возрастной психологии. К сожалению, ещё встречаются родители, которые своей обязанностью считают хорошо кормить своего ребёнка, красиво одевать и выполнять его требования.

  • Реферат
    Раскрыть особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе

    Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях.

  • Реферат
    Особенности взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе 2010-16

    За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения, семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).

  • Курсовая работа
    Выявить этимологические основы фразеологизмов в английском языке

    В настоящее время существует немало работ, посвященных фразеологии. Фразеология важна для изучения семантических процессов, связанных с развитием системы значений слов, рождением новых знаков, процессов, способствующих совершенствованию нашей компетенции при изучении функционирования языковой системы.

  • Курсовая работа
    Исследование механизма функционирования сравнительных конструкций в английском языке на примере произведений У.Шекспира

    В последние десятилетия в лингвистических исследованиях всё больше внимания уделяется рассмотрению языка с позиций антропоцентризма, согласно которому во главу угла ставится человек, носитель и пользователь языка. Именно поэтому когнитивная парадигма антропоцентрического знания стремится ответить на фундаментальные вопросы, связанные с особенностями мышления, в том числе и языкового мышления человека.

  • Курсовая работа
    Новые явления в современном русском языке 1990-х-2000 гг.

    Русский язык является одним из восточнославянских языков, принадлежащих наряду с германскими, романскими, балтийскими, индийскими и другими к индоевропейской языковой семье. Современный русский язык - это прежде всего язык русского народа, составляющего 80,85% населения Российской Федерации.

  • Курсовая работа
    Рассмотрение явления диглоссии в современном литературном языке на примере речи городских жителей России

    Как правило, каждому этносу (нации, народности, племени) присущ свой особый язык. Само понятие народа, этноса подразумевает общность языка. Русские - это те, кто говорит по-русски, армяне - по-армянски, португальцы - по-португальски. Конечно, этнос - это и территория проживания, и общие исторические судьбы людей, и особенности культуры, и даже определённая схожесть психики (итальянцы и грузины, например, гораздо темпераментнее и разговорчивее финнов или исландцев).