Современные формы организации торговых объединений56

СодержаниеВведение 3
1. Исторические формы организации торговых объединений: картель, синдикат, концерн, трест 5
1.1 Картель 5
1.2 Синдикат 9
1.3 Трест 11
1.4 Концерн 13
2. Современные формы организации торговых объединений 17
2.1 Консорциум 17
2.2. Корпорация 18
2.3. Холдинг 23
2.4 Конгломерат 28
2.5 Трнаснациональная корпорация 31
2.6. Финансово-промышленые группы 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43

ВведениеКонцентрация, интеграция и централизация производства и капитала является одним из постоянно действующих факторов развития экономики. Формы и механизмы концентрации претерпевают непрерывные изменения.
В отрасли торговли процессы концентрация производства и капитала протекают с особой интенсивностью.
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:
Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально иные организационно-экономические формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает новую систему технологических и экономических взаимосвязей между ними. Меняется прежняя система производственных и территориальных связей и весь характер межпроизводственной кооперации. Формируются специфические корпоративные отношения.
Во-вторых, меняются принципы взаимоотношений торговых предприятий и корпораций с общей институциональной системой государства. Создаются высококонцентрированные отраслевые и межотраслевые корпорации с государственным участием.
В-третьих, на важнейшие отраслевые пропорции и воспроизводственные характеристики торгового производства, формы и масштабы концентрации непосредственное влияние оказывает структура собственности. В сфере торговли до настоящего времени происходят непрерывные и существенные изменения в соотношениях между государственной и частной собственностью. Меняются соотношения собственности внутри отдельных корпораций и отраслей торговли.
В-четвертых, концентрация торговли в настоящее время является не следствием внутреннего накопления капитала предприятий, а преимущественно следствием происходящей реструктуризации торговли. Большинство предприятий торговой отрасли сегодня не имеют достаточных внутренних инвестиционных ресурсов для расширения. Существуют серьезные проблемы с привлечением кредитных ресурсов и ресурсов фондового рынка. В такой ситуации одним из наиболее возможных и результативных способов расширения производства становится его централизация. Реструктуризация корпораций путем централизации означает расширение сферы интеграционных процессов. Интеграция приводит к трансформации организационно-экономической структуры промышленного производства.
В-пятых, концентрация в торговли осуществляется в различных технологических и организационных формах (специализация, диверсификация, комбинирование, горизонтальная и вертикальная интеграция). Используются разные типы корпоративных структур (концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, конгломераты).
Новые формы концентрации торговли, связанные с ее централизацией, меняют модели и стратегию корпоративного управления. Основным механизмом концентрации производства становится централизация капитала, прежде всего, в форме слияний и поглощений.
Все эти аспекты обусловили цель и задачи курсовой работы.
Основной целью работы стало изучение основных организационных форм торговых объедининений, развивающихся в результате интеграции, концентрации и централизации торгового капитала.
Задачами работы являются:
- рассмотреть исторические формы организации торговых объдинений;
- изучить современные формы организации торговых объединений.
Список литературы1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 2002.
2. Акулов В.Б., Акулова О.В.Экономическая теория: Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
3. Басовский Л. Е. Мировая экономика: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - 535 с.
5. Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М.: Юнити-Дана, 2009. - 623 с.
6. Мировая экономика [Текст]: учебник / В. В. Алексеев [и др.] ; под ред. А. С. Булатова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 858 с.
7. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник.- СПб., 2000.С. 156.
8. Поникаров В.А. Мировая экономика: Учебное пособие -- М.: Издательство "Палеотип", 2006.
9. Спиридонов, И. А. Мировая экономика [Текст]: учебное пособие для вузов / И. А. Спиридонов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 272 с.
10. Экономическая теория / Под ред. Давыденко Л.Н. - Минск. Вышейшая школа, 2007.
11. Экономическая теория: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ФГОУ ВПО "СКАГС", 2009. 166 с.