Особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте

СодержаниеСодержание


Введение

Глава I. Теоретический анализ особенностей Я-концепции в раннем юношеском возрасте
1.1.Понятие, значение и структура Я-концепции
1.2. Я-концепция в различных психологических школах
1.3. Особенности Я-концепции в ранней юности


Список использованной литературы






ВведениеВведение



Тема исследовательской работы называется "Особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте".
Актуальность тематики - очевидна.
На современном этапе своего развития психология все больше и больше внимания уделяет проблеме личности как цельного комплекса установок, ценностей, мотивации и направленности. Во многом данная тенденция предопределена предшествующим развитием психологической науки XX столетия. Сегодня же мы наблюдаем синтез разных психологический направлений и теория личности занимает в ней отнюдь не последнее место.
Для человека нет жизненного этапа более сложного и одновременно более значимого, нежели, чем юность. Это связано не только с тем, что в данный период происходит наиболее заметное физиологическое развитие человека. Вместе с тем, на данный момент жизненного цикла личности происходит окончательное формирование направленности личности, ориентация на жизненные цели в своей будущей взрослой жизни.
Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ, изучения и адекватное выявление закономерностей юношеского развития, развития Я-концепции во многом способствует облегчению психотерапии в случае обнаружения патологий личностного развития юношеского периода Я-концепции.
Оригинальность работы заключается в том, что за основу раскрытия проблемы взяты результаты, полученные наиболее выдающимися западными психологами, несомненно являющимися научными авторитетами в рассматриваемой области.
Научно-практическое новаторство заключается во введении в научный оборот новых, подчас неоднозначно воспринимаемых точек зрения на развитие Я-концепции, интерпретация которых была невозможно раньше из-за наличия разного рода стереотипов на пубертатный период юношеского развития Я-концепции.
Кроме того, значимым, на наш взгляд, является взятие за основы раскрытия период именно раннего юношества, так как именно в нем закладываются основы дальнейшего поведения и ценностных ориентаций и предпочтений личности.
Объект исследования - теоретическое отображение взглядов на Я-концепцию в трудах психологов прошлого столетия. Предмет исследования - совокупность способов и механизмов, посредством которых происходит раскрытия Я-концепции в реальной жизни и деятельности подростка.
В ходе работы нами были поставлены следующие задачи.
Во-первых, мы произвели теоретический анализ особенностей Я-концепции в раннем юношеском возрасте. Здесь нами были рассмотрены: понятие, значение и структура Я-концепции, Я-концепция в различных психологических школах и особенности Я-концепции в ранней юности.
(Расписывается вторая часть)
Историография тематики емка в плане наличия ряда источников, которые посвящены в принципе проблемам психологии личности. Как таковых монографий, отображающих только лишь проблемы Я-концепции, не так уж много. Кроме того, нами был задействован цикл периодических материалов, в которых тематика отражена под тем или иным специфическим ракурсом. Полный перечень используемых материалов будет приведен в списке литературы в конце работы.




Список литературыСписок использованной литературы


1. Монографии
1.1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная психология на Западе. - М.: ЛОГОС, 2001. - 351 с.
1.2. Ассаджоли Р., Юнг К., Адлер А и др. Трансформация и сублимация
сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. - М.: Мысль, 1996. - 436 с.
1.3. Атватер И., Дафии К. Психология для жизни: упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней. - М.: Юнити, 2003. - 512 с.
1.4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
1.5. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрсйдисты. - М.; Киев: Высшая школа, 1997. - 242 с.
1.6. Васшчок Ф. Психология переживания. - М.: Наука, 1984. - 384 с.
1.7. Паузлл Д. Полнота человеческой жизни. М.: Книга, 1993. - 376 с.
1.8. Райгородский Д.Я. Психология личности: ТТ. 1-2. Хрестоматия. - Самара: БАХРАХ, 1999. - 484 с.
1.9. Райх В. Функция оргазма. - СПб.: Питер, 1997. - 364 с.
1.10. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Антология мысли, 1998. - 456 с.
1.11. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. - М.; Киев: Высшая школа, 1997. - 482 с.
1.12. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,
1994. - 497 с.
1.13. Столяренко Л.Д. Общая психология. - М.: Искра, 2003. - 680 с.
1.14. Тойч Дж.М., Тойч Ч.К. Второе рождение, или Искусство познать
и изменить себя. - М., 1994. - 549 с.
1.15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Правда, 1990. - 587 с.
1.16. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа. М.; Киев: Высшая школа, 1998. - 321 с.
1.17. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. - Минск: Витязь, 1991. - 396 с.
1.18. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Правда, 1989. - 360 с.
1.19. Фромм Э. Анатомия человеческой дсструктивности. - М.: Логос, 1994. - 381 с.
1.20. Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Правда, 1990. - 289 с.
1.21. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. - М.: Знание, 1997. - 540 с.
1.22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб: Питер Ком, 1999. - 608 с.
1.23. Эриксон М. Мой голос останется с вами. СПб.: Питер, 1995. - 385 с.
1.24. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. - 438 с.
1.25. Юнг К. Г. Аналитическая психология. - М.: Мир психологии, 1995. - 412 с.
1.26. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М.: Мир психологии, 1997. - 394 с.


2. Учебники и учебные пособия
2.1. Практика психосинтеза: Упражнения, направленные на развитие
личности и достижение духовного роста. СПб.: Нева, 1992. - 437 с.
2.2. Психологический словарь/Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Книга, 1996. - 678 с.
2.3. Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Знание, 1989. - 224 с.
2.4. Психология личности./Под. Ред. Ю.Б. Гиппеннрейтер. - М: Знание, 1985. - 453 с .
2.5. Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Дон, 1999. - 473.
2.6. Хрестоматия по глубинной психологии/Под ред. Л.А. Хегай. - М.: Книга, 1996. - 575 с.
2.7. Хрестоматия по гуманистической психотерапии/Сост. М.П. Папуш. - М.: Мир книги, 1995. - 824 с.
2.8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике/Сост. В.М. Баскаков. - М.: Знание, 1992. - 642 с.

3. Периодические издания и публицистические статьи
3.1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 36-42.
3.2. Бшквангер Л. Феноменология и психопатология//Логос. - 1992. - 3. - С. 125-135.
3.3. Герасимова Т.Ю. Развитие способностей к психической саморегуляции у подростков с помощью метода аутогенной тренировки.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 31-37.
3.4. Климов Е.А. О психологической образованности.//Психологическая газета. - 2000. - 1 - С. 8-9.
3.5. Лабунская В.А. Психология выражения и проблемы формирования экспрессивного "Я" личности.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 21-29.
3.6. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 24-36.
3.7. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 12-16.
3.8. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей.//Вопросы психологии. - 1999. - 6. - С. 12-18.

Примечаниеработа не полностью

Похожие работы

  • Дипломная работа
    Практическое изучение Я-концепции как фактора личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ......

    Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.

  • Дипломная работа
    ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

    Актуальность проблемы самоотношения в юношеском возрасте объясняется тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания, сопровождаемое рядом психосоциальных противоречий. С одной стороны, молодой человек воспринимает себя как личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны сомневается в себе, но старается не допускать в сознание эти сомнения.

  • Курсовая работа
    Особенности развития психики и личности в раннем возрасте*

    Цель работы - исследовать особенности развития психики и личности в раннем возрасте. В период раннего возраста у человека проявляется многое из того, что записано в его наследственном коде. Не заметно для себя ребенок в это время получает и усваивает от окружающего мира, от воспитателей те знания и навыки, которые позднее составляют фундамент его психики.

  • Курсовая работа
    Особенности развития общения у детей в раннем возрасте

    Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи.

  • Контрольная работа
    Особенности психического развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте

    В контрольной работе рассматривается тема "Особенности психического развития ребенка с нарушением интеллекта в раннем возрасте". В процессе исследования предполагается выявить особенности предметной деятельности, прямохождения и особенности речевого развития детей.

  • Курсовая работа
    Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте-курсовая. средняя общеобразовательная школа п.Солнечный, Марий Эл.

    В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране особенно важным стал вопрос о профессиональном самоопределении старшеклассников, условиях и факторах, способствующих успешности этого процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

  • Курсовая работа
    ПРОБЛЕМА БРАКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

    Современная действительность поставила под сомнение официальную гарантированность каждому благополучия, счастья в личной и общественной жизни. Меняются на глазах ценностные ориентиры, социальная роль брака и семьи. Особенно это отражается на представителях юного возраста, поскольку путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряжённый с неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора.

  • Курсовая работа
    ПРОБЛЕМА БРАКА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.46

    Современная действительность поставила под сомнение официальную гарантированность каждому благополучия, счастья в личной и общественной жизни. Меняются на глазах ценностные ориентиры, социальная роль брака и семьи. Особенно это отражается на представителях юного возраста, поскольку путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряжённый с неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора.

  • Реферат
    Значение сенсорного развития в раннем возрасте

    В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разно-образие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая та-кого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с кото-рыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.

  • Курсовая работа
    Проблемы любви и дружбы в юношеском возрасте

    В подростковом возрасте всем присущ максимализм. Это касается всего, личных отношений, учебы, отношений с друзьями, мнение окружающих, так можно продолжать до бесконечности. Но что чувствует юноша или девушка, когда встречает свою вторую половинку, как они думают.

  • Контрольная работа
    Специфика обучения в юношеском возрасте. Профессиональное самопределение475

    Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения.

  • Дипломная работа
    Психическое развитие в раннем возрасте. Действие и интеллект

    Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Раз-витие человека связано как с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой лич-ности. Под влиянием биологических сил стадии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга.

  • Реферат
    Моральное развитие и выбор ценностных ориентаций в юношеском возрасте 9

    Мораль как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.