Методика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Проблема формирования связной речи как компонента речевой деятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Закономерности формирования связной речи у детей дошкольного возраста 11
1.3. Методические приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста 16
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Изучение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Содержание работы педагога по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста 25
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 30
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список литературы 34


ВведениеУспешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Особенности овладения детьми языком и речью в самых различных аспектах: связь языка и мышления, связь языка и объективной действительности, семантика языковых единиц и характер их обусловленности - являлись предметом изучения многих исследователей (Н.И.Жинкин, А.Н.Гвоздев, Л.В.Щерба). При этом в качестве основного результата в процессе овладения речью исследователи называют овладение текстом.
Особенности развития связной речи изучались Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М.Леушиной, Ф.А.Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи.
По определению С.Л.Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С.Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М.Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.П.Коротковой, В.И.Логиновой, Н.М.Крыловой, В.В.Гербовой, Г.М.Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г.Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э.П.Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов.
Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А.Смирнова и О.С.Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В.В.Гербова, Л.В.Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.
На подходы к изучению связной речи дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Однако несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - содержание работы педагога по развитию связной речи старших дошкольников.
Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методические приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: работа по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективной, если будет использоваться методика игровых упражнений при системной организации педагогического воздействия.
Задачи работы:
1. определить сущность понятия "связная речь" как компонента речевой деятельности;
2. изучить закономерности развития связной речи в дошкольном возрасте;
3. выделить методические приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
4. экспериментально проверить эффективность методических приемов развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
База исследования: МДОУ детский сад №233 г. Челябинска.

Список литературы1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М., 1983. - С.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия", 2004). - 400 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М.Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 1993. - С.4-16.
4. Васильева С.А. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школьная Пресса, 2001. - 79 с.
5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1983.
6. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - СПб., 2000.
7. Глухов В.П. Формирование связной детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М. 2004.
8. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.
9. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера, В.М.Хомловской. - М.: Педагогика, 1978.
10. Дурова Н.В. Фонематика: Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. - М.: Мозаика-Синтез. - 112 с.
11. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.
13. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
14. Леонова М.А. Дидактический материал по логопедии: Методические рекомендации. - М.: Школа-пресс, 1999. - 16 с.
15. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. - М.: Владос, 1999. - 678 с.
16. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
17. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.
18. Микшина Е.П. Методика формирования и развития устной речи: Практикум для подготовки специалистов по коррекции слуха и речи. - СПб.: Изд-во РПУ им. А. И. Герцена: СОЮЗ, 2001. - 159 с.
19. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.
20. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб.: Детство-Пресс, 1999.

Похожие работы