Психолого -педагогическая характеристика категория "исследовательские навыки старшеклассников"

СодержаниеВведение 3
1. Психолого -педагогическая характеристика категория "исследовательские навыки старшеклассников" 6
2. Педагогические условия формирования исследовательских навыков 13
3. Опыт работы по формированию исследовательских навыков 23
Заключение 28
Список литературы 30

ВведениеВ российском педагогическом сообществе все больше утверждается мнение о том, что традиционные средства, формы и методы обучения перестают удовлетворять потребности современности в подготовке высокоинтеллектуальных, социально адаптированных его членов. Это, в частности, связано с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть, осуществлять уверенную в нем ориентировку, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Возникает необходимость в переходе на качественно новую форму организации образования, которая поставит учащихся в позицию первооткрывателя, искателя истины. Они должны самостоятельно находить противоречия в изучаемом явлении или предмете, формулировать проблему, способы её решения, провести эксперимент, обработать и интерпретировать его результаты, сделать соответствующие выводы и обобщения.
Всех их объединяет стремление поставить во главу угла образовательного процесса ребенка с его индивидуальными особенностями, интересами и запросами, обеспечить ему право самостоятельного выбора предмета или явления окружающей действительности для изучения, дать образцы и способы использования исследовательских умений, оказывать всяческую поддержку и помощь в качестве педагогического сопровождения когнитивного развития личности.
Начало XXI в. ознаменовано обращением ряда отечественных ученых (И.АЗимняя, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, А.Н. Поддъяков, А.И. Савенков, Н.Б.Шумакова и др.) к проблеме применения исследовательских методов в современном образовании. Изучается исследовательское поведение, лежащее в основе продуктивной деятельности обучающихся, разрабатывается методика формирования исследовательских умений и навыков. Исследовательское обучение стало массовым явлением в современной педагогической действительности
Список литературы1. Алексеев Н.Г.,. Юдин Э.Г О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.,1971.
2. Большой толковый словарь русского языка/Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: "Норинт", 2000
3. Введенский В. Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. Дис. канд. пед. наук. - Новосибирск. 1999
4. Вилькеев Д. В. Методы научного познания в школьном обучении. - Казань. татарское книжн. изд-во, 1975
5. Вилькеев Д. В. Методы научного познания в школьном обучении. - Казань. татарское книжн. изд-во, 1975
6. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе.- М.: Вербум-М, 2001.
7. Иванов Г. Готовим юных исследователей //Народное образование, 1999. 6
8. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся //Народное образование, 2000. 3
9. Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН, 2002, том 72, 12
10. Копнин П. В. Логика научного исследования. - М.: Наука,1965
11. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Школьные технологии, 1999. 1-2
12. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. - М., МГДД(Ю)Т, 2002.
13. Лингвистические задачи турнира им. М.В. Ломоносова с решениями (1994-1999) / Ред.-сост. Е.В. Муравенко. М., 1999
14. Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку// Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Педагогика, 1972
15. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры//Школьные технологии, 2001, 5
16. Пересветова Е.В. Размышления над черновиком А.Пушкина. Урок-исследование // Русский язык в школе, 3/2004
17. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. - М.: Педагогика, 1980
18. Сенько Ю. В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения: Учеб. пособие. - М.: МГПИ им. В, И. Ленина, 1985
19. Середенко П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам. - М.: МПГУ,2007
20. Смирнова А.Н. Педагогика и психология. - М.: Смарт, 2005
21. Успенский В. В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Автореф. Дис. канд. пед. наук. - М, 1967
22. Хайретдинова З. А. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников в научных обществах (на материале истории). Автореф. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1975.
23. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000

Похожие работы

  • Дипломная работа
    Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей

    Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме психолого-педагогических особенностей развития детей с нарушениями слуха. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом, педагогическом, медико-социальном и во многих других аспектах.

  • Реферат
    Психолого-педагогическая характеристика умственно-отсталых детей

    Умственная отсталость, недоразвитие интеллекта или - в более широком смысле - нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умст-венная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состояни-ем, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности.

  • Реферат
    Психолого-педагогическая характеристика взаимоотношений коллектива и личности

    Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуманизации обучения. В понятие гуманизации обучения входит проблема организации коллектива учащихся и влияние учителя на этот коллектив. Решение этой проблемы ведет к качественному улучшению образования т.

  • Дипломная работа
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Актуальность проблемы. Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. По причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям.

  • Дипломная работа
    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 46

    Актуальность проблемы. Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. По причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям.

  • Реферат
    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

    Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г.

  • Курсовая работа
    Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

  • Курсовая работа
    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психоческого развития.23

    Введение В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно дается учение из-за тех или иных отклонений в развитии.

  • Курсовая работа
    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психоческого развития-реферат

    В настоящее время проблема оптимизации и повышения эффективности обучения всех категорий детей является особенно актуальной. Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных способностей детей, педагоги часто сталкиваются со школьниками, которым трудно дается учение из-за тех или иных отклонений в развитии.

  • Дипломная работа
    Развитие музыкальной памяти подростков как психолого-педагогическая проблема*

    Память - это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, получаемого органами чувств; это организация, сохранение и воспроизведение того, что было в прошлом опыте человека. Она активно включается во все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение; входит составным компонентом в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности.

  • Курсовая работа
    Психолого - педагогическая коррекция ДРО матерей и подростков из неполных семей.456

    В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия.

  • Курсовая работа
    . Исследование произвольного внимания у младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема5

    Актуальность проблемы. В современных условиях социально-экономических преобразований общества перед педагогической наукой и практикой особо остро встают задачи поиска наиболее оптимальных условий обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностя-ми и потенциальными возможностями [41].

  • Дипломная работа
    Психолого-педагогическая помощь семьям в повышении эмоционального благополучия ребёнка (вариант работы)

    Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.